Шахнович, М. М. Археолого-геохимическое изучение сакральных объектов Западного Мурмана (п-ов Средний) в 2011 г. / М. А. Кулькова, М. М. Шахнович // Комплексные исследования природы Шпицбергена = Complex investigations of Spitzbergen nature / [под общ. ред. Г. Г. Матишова и Г. А. Тарасова]. - Апатиты, 2012. – Вып. 11. - С. 132-141.

дачами поисковой археологической деятельности. Но часто и проведение шур- фовки (до 20 м2) не может дать определённое заключение на эти вопросы. Есте­ ственно, что археологов всегда волнует тема минимизации земляных работ в хо­ де разведки. Эта проблема особенно актуальна в труднодоступных и климатиче­ ски суровых областях Заполярья. В качестве апробации одного из вариантов изу­ чения археологических объектов без проведения раскопок, на примере памятни­ ков «Круги» и «Братья», решено в 2011 г. провести комплексную экспедицию с привлечением специалистов изотопного центра МРЦКП РГПУ им. А.И. Герцена (Кулькова, Шахнович, 2012). В рамках статьи мы рассмотрим результаты работ, только на одном из обследованных памятников - «Братья». Останцы «Братья» - памятник геологической истории Фенноскандии, распо­ ложены на северо-западном берегу п-ова Средний, на побережье Баренцевого моря. Живописные столбы причудливой формы своей выразительностью очень выделяются в ландшафте этого района. Подобные геологические объекты на Кольском п-ове нам не известны. Хочется привести воспоминания путешественников об этих местах, написан­ ные во 2 половине XIX в.: «Четыре часа шли мы эти пятнадцать верст, постоянно делая привалы; слишком утомителен был этот подъём, а тут ещё солнце и кома­ ры. Но вот склон кряжа становится все отложе, обломки шифера попадаются ре­ же (их отсюда смывает вниз), путь наш пролегает по гладким площадкам обна­ руженных скал, и нам осталось каких-нибудь сажен триста до двух «братанов». Так называются два каменных столба, стоящих или нарочно поставленных на са­ мом перевале кряжа. Их видно очень издалека и на них всегда держат направле­ ние пешеходы из Малой Корабельной в Большую — это кратчайший путь» (Под- высоцкий, 1876. С. 64). Огромные скальные выходы на территории Северной Европы повсеместно в «дохристианском» прошлом были объектами культовой практики. Не исключе­ нием является и тундровая зона Севера Европы. Для Лапландии отмечается ог­ ромное количество сакральных мест природного характера (скалы, озера, валу­ ны, пни и т.п.). Матиас Кастрен в XIX в. писал: «Боготворение камней составляет одну из выдающихся особенностей религии Лопарей. Везде, где говорят языком лопарским, слышны предания о Сейде, Сиейде, т.е. об идолах из камня, в кото­ рых по понятиям лопарей, живёт божество, и ему они приносят жертвы по боль­ шей части из рогов или оленьих костей» (Кастрен, 1860). Вотивные жертвы око­ ло таких мест совершали не только язычники, но и крещеные саами и поморы. Авторами статьи было высказано предположение о возможных ритуальных мероприятиях, которые производились около живописных каменных останцев «Братья», которые могли рассматриваться как объект поклонения. Подтвердить нашу гипотезу с помощью археологических методов очень сложно, так как обычно в качестве жертвоприношений в подобных местах избирались предметы органического происхождения: части тел животных (рога, черепа, копыта, мясо, жир) и рыб, хлеб, табак, фрагменты тканей, которые очень недолговечны и со­ храняются очень редко. Металлические предметы из меди, железа и серебра так­ же встречаются на языческих капищах циркумполярной зоны Европы, но в очень небольшом количестве (Хлобыстин, 1993). При желании при работе можно было использовать только метод фосфатного анализа, который не редко применяется для поиска поселений с нечётким культурным слоем. Его достоинствами являют­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz