Шахнович М. М. Каналы озера Каменное: к вопросу о крестьянских гидротехнических сооружениях Карелии // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия «История и филология». - 2024. - № 1 (67). - С. 35–44.
Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук № 1 (67), 2024 Серия «История и филология» www.izvestia.komisc.ru 37 транспортной гидросети активно создавали искусствен- ные каналы, соединявшие природные водоемы 5 , иногда значительной протяженности. Например, М. И. Бубновский описывает «канаву» в Маслозерской волости длиной в три версты 6 . Кроме каналов выкапывали и канавы, использо- вавшиеся при осушении прибрежных участков и дрениро- вании заболоченных территорий 7 , для увеличения напора потока воды при строительстве мельниц и в период спла- ва для более удобной проводки бревен в обход сезонно мелеющих участков порогов. Крестьянские каналы в при- граничной Карелии не имели водорегулирующих гидросо- оружений. Первыми объектами археологического изучения транс- портных магистралей на территории Карелии стали от- дельные участки исторических наземных трасс государ- ственных путей сообщения. Это знаменитая «Осударева дорога» первой половины ХVIII в. в Южном Прибеломорье [13], шведская «королевская дорога» XIII – XVII вв. в Севе- ро-Западном Приладожье [14] и «тропа коробейников» – торговый путь XVII–начала XX в., соединявший пригра- ничные районы Финляндии и Беломорской Карелии [15]. Работу в этом направлении можно рассматривать как пер- спективную и важную, так как, например, на территории Финляндии на учете и охране как археологические памят- ники состоят 123 фрагмента исторических дорог. В Карелии крестьянские гидротехнические сооруже- ния, в том числе и каналы, как памятники хозяйственного изменения природного ландшафта археологи и историки до недавнего времени не рассматривали. Первое их по- левое исследование проведено экспедицией Националь- ного музея Республики Карелия в 2015 г. на приграничном оз. Каменное (Киитехенъярви) на территории государ- ственного природного заповедника «Костомукшский». Описание каналов оз. Каменное Работы в заповеднике предполагали поиск, локали- зацию и картографирование элементов древнего куль- турно-хозяйственного ландшафта, а также проверку со- стояния стоянок каменного века, открытых в 1993–1994 гг. [16, с. 215]. Остановимся подробнее на двух крестьянских каналах, зафиксированных в центральной части оз. Ка- менное. Канал около дер. Шапповаара находится на западном берегу озера, в 2,2 км к юго-востоку от бывшей дер. Шап- поваара. Для его прокладки выбрана самая узкая и низ- добраться за семь дней. Обратно, большей частью пешком вверх по тече- нию, этот путь занимал уже 13 дней. 5 «Везде, где можно соединить два озера, озеро с рекой – издавна каре- лом устроены канавы. Ширина канав равна ширине лодки или карбаса, глубина около аршина. Строятся канавы большей частью натурой, сооб- ща» [5, c. 93]. 6 «Мне пришлось видеть самую длинную канаву – три версты – в Мас- лозерской волости. Канава соединяет два озера – Лежево и Пебозеро. В летнее время канавы часто высыхают, но на дне остается много воды или грязной жидкости. В таких случаях лодку тянут, что особого труда не доставляет» [11, с. 15]. 7 Первые попытки мелиоративных работ в Олонецкой губернии проводили в 1828 г. В последующем они были возобновлены только в 1925 г. после создания Мелиоративных товариществ по осушению болот. В Северной Карелии производилось традиционное «понижение уровня озер» [12, с. 71–78]. менная часть перешейка п-ва Полвусен, поросшая угне- тенным смешанным лесом. Протяженность трассы – 90 м, ширина – приблизительно 2,8 м, направление – север–юг. В современном состоянии желоб канала сильно оплыл, за- дернован и зарос осокой, но хорошо визуально вычленя- ется в рельефе, особенно в межсезонье, когда он обводнен (рис. 1). В южной части канала валик выброса грунта сохра- нился лучше и отчетливо просматривается по обоим бор- там. Его ширина – 1,5 м, высота над современной дневной поверхностью – 0,3 м. В южной части канала, в 13 м от озе- ра, в западной стенке сделаны две прямоугольные врезки в берег. Размеры «карманов» в плане – 1,5 × 3 м. Дно одно- го из них выложено истлевшими досками. Озеро с обоих концов канала мелкое, поэтому оба «вхо- да» в него быстро заносились песком во время штормов, а русло, из-за осыпания неукрепленных бортов, постепен- но заиливалось и мелело. Для нормальной эксплуатации непроточный желоб необходимо было периодически чи- стить, поддерживая в рабочем состоянии (рис. 2). Скорее всего, строительство канала началось с север- ной стороны или от его середины. Только этим можно объ- яснить ситуацию, что в южной части желоб проходит точно по скальному выступу, находящемуся в 10 м от воды, что существенно затрудняет протаскивание лодок. На восточной стороне канала расположены две ред- кие в заболоченной низине крупные сосны с ритуальными затесами-символами. Это карсикко – священные дере- вья-знаки карел, связанные с каким-нибудь важным со- бытием в жизни рода, семьи, личности (промысел, инициа- ция, смерть и т. п.) [17]. Первое дерево растет в 1,5 м к востоку от канала, имеет диаметр в нижней части 0,42 м. С западной стороны его ствола, ориентированной на канал, на высоте 0,4 м от зем- ли, топором «грубо» сделаны широкий, стандартный для карсикко затес прямоугольной формы (30 × 40 см) и тради- ционная «полочка для приношений». На коре с восточной стороны дерева видны два следа от удара топором. Сучья кроны не обрезаны. Рис. 1. Озеро Каменное. Местонахождение канала около деревни Шап- поваара. Fig. 1. Lake Kamennoe. The location of the channel near the village of Schap- povaara.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz