Шахнович М. М. Каналы озера Каменное: к вопросу о крестьянских гидротехнических сооружениях Карелии // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия «История и филология». - 2024. - № 1 (67). - С. 35–44.
Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук № 1 (67), 2024 Серия «История и филология» www.izvestia.komisc.ru 36 как исторических и археологических источников. Это еще раз подтвердило основной тезис полевой работы: вопросы датирования, функционального назначения и культурной принадлежности памятников археологии не могут быть результативно решены «на глаз», без проведения земля- ных вскрытий. Например, после раскопок «лопарския яма» в Северной Карелии оказалась местом для производства смолы крестьянами в XVI – XVII вв. [1], «валунный курганный могильник» на острове Анзер Соловецкого архипелага – средневековым производственным комплексом по пере- работке добычи морского промысла [2], а место расчистки поля от камней – погребением под валунной насыпью [3]. В группу «отбракованных» объектов, к сожалению, не- редко попадают многочисленные, но в настоящее время малоизученные сооружения широкого временного периода бытования, связанные с крестьянской хозяйственной де- ятельностью. В основном это вынесенные за пределы уса- деб крестьянских поселений риги, сеновалы, мельницы, постройки на полях, хранилища урожая и промыслов, ры- боловные конструкции, охотничьи ловушки, загоны и т. п. В статье мы остановимся на одном виде объектов груп- пы транспортной сельской инфраструктуры Карелии – ка- налах. По нашему мнению, данные «нераскрученные» гидротехнические сооружения вполне достойны углублен- ного профессионального внимания археологов. Одной из важных задач развития данной темы нам представляется разработка вопросов методики описания каналов при по- левых работах, ранее не представленной в специализиро- ванной научной литературе. Предварительно необходимо определиться с терми- нами, применяемыми к земляным гидрообъектам. Самые распространенные водные сооружения – это дамбы, пло- тины, пристани, водохранилища и каналы. В обиходном понимании канал – это искусственное водное русло, со- зданное для сокращения или облегчения передвижения плавсредств или перенаправления потока воды. В рамках нашей работы следует разделить гидросооружения по их назначению на две группы. Постройки, предназначен- ные для транспортных функций, – каналы, вторые – для доставки, отвода воды – канавы, рвы. Иногда некоторые объекты cтроили для одновременного решения обеих этих задач. Каналы в королевстве Швеция и Русской Карелии В Северной Европе гидросооружения стали активно строить начиная с середины XVIII в., когда в королевстве Швеция интенсивный рост приобрело сельское хозяйство. Посевные, сенокосные и пастбищные участки расширяли путем строительства и совершенствования осушительных систем. Один из применявшихся способов мелиорации – это уменьшение площади озер и, соответственно, высво- бождение плодородных прибрежных земель путем сброса части воды через искусственные водотоки [4] 1 . 1 «Выбирается небольшое, мелкое озеро с травянистыми берегами, по со- седству с большим озером, лежащим по уровню ниже первого, и между ними прорывается канава. Из верхнего озера вода стекает в нижнее, а обмелевшие берега через несколько лет задернеют и дают хорошую тра- ву. Совершенно же осушить озеро редко удается. <…> В русской Карелии Простейшие гидротехнические сооружения – канавы – отрывались «в порядке частной инициативы» крестьяна- ми «на глазок», что иногда приводило к катастрофическим последствиям. Например, наиболее известная история произошла в провинции Кайнуу (Северная Финляндия), где весной 1761 г. два крестьянина прокопали ров для ча- стичного спуска воды из оз. Хиисиярви, что привело к бы- строму размыву берега и одномоментному падению уровня водоема на 14 м и огромным разрушениям от волны сброса в селениях, располагавшихся ниже по течению [4, с. 145– 147]. Такие печальные случаи были, скорее, исключением 2 . В России первые крупные государственные гидротех- нические проекты обычно относят к периоду правления Петра I [6]. В Карелии каналы были известны значительно раньше, и в основном их связывают с крупными север- ными монастырями, обладавшими большим финансовым потенциалом. Например, уникальная озерно-канальная система Большого Соловецкого острова, объединившая 78 внутренних водоемов, создана под руководством игумена Филиппа (Колычева) в середине XVI в. [7]. В Кемском уезде Архангельской губернии создатели каналов, по нашему мнению, рассматривали их преимуще- ственно как важную часть транспортной инфраструктуры. В приграничной Беломорской Карелии ситуация с переме- щением по суше была сложная. Как отмечали путешествен- ники, «летние пути сообщения <…> самые первобытные» [8, с. 13]. В конце ХIХ в. ближайший и единственный «колесный летний тракт» в центральной Карелии, от г. Повенца на северном берегу Онежского озера до с. Сумской Посад на южном берегу Белого моря, проходил в 250 км от границы. В 1907 г. пограничная деревня Тетринаволок была един- ственным на северо-западе Карелии поселением, к кото- рому подходила колесная дорога с финской территории. Карельские деревни соединяли тропинки, проходящие по сухим боровым участкам ландшафта 3 . После осенних дождей гати на болотах затапливало и они становились непроходимыми, а «в зимнее время направление дорог зависит от усмотрения возчиков, едущих во все стороны напрямик через замёрзшие озера и болота» [10, с. 119]. Таким образом, в условиях бездорожья водные маги- страли круглогодично были единственным, относитель- но «комфортным» способом передвижения по таежному краю 4 . Жители Беломорской Карелии для расширения немногим из крестьян хватает на это средств, а потому и осушенных озер здесь мало» [5, с. 66–67]. 2 Например, на оз. Суванто на Карельском перешейке в 1818 г., оз. Хёй- тияйнен в Северной Карелии в 1859 г., в Вуонтисьярви Энонтекиё в Ла- пландии в 1861 г. 3 «Вместо езды на карбасе вы можете в летнее время передвигаться здесь только пешком по еле заметным, пролегающим через глухие, бесконечные леса и топкие, трудно проходимые болота тропами, да на утлых маленьких лодках по озерам и рекам. Надо иметь значительную долю закаленности и терпения, чтобы преодолеть все трудности и неудобства таких первобытных способов и путей сообщения» [9, с. 296–297]. «Дорога для проезда верхом часто идет по топкому болоту, через которое кое-как набросаны жерди поперек, а иногда лежат вдоль два-три бревна, обтесанных сверху. И вот по этим "рельсам" туземные лошади искусно пробираются, как кошки, неся на спине тяжесть седока или пять–шесть пудов багажа» [5, с. 69]. 4 Например, от границы с Финляндией до Белого моря на лодке, с опыт- ным кормчим, для прохождения мощных кемских порогов, можно было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz