Шахнович, М. М. Археологические изыскания в Трифоново-Печенгском монастыре в 2011 году // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 86-97.
обломки предметов (4), пуговицы от советского солдатского обмундирова ния (3), резиновое кольцо, крупные кости животных (корова?), фабричные железные гвозди (7), монета 15 коп. 1961 г. и т.п. Редкие более ранние на ходки: часть медной декоративной накладки, фрагмент железного под свечника, маленькие мелкие пластинки слюды (2) и кованные гвозди (5), которые не возможно датировать определённо. Доказательством того, что заполнение ямы возникло единовременно, могут служить не только вышеприведённые стратиграфические наблюде ния, но и мелкие фрагменты осколков шифера, однообразной фаянсовой посуды и зелёного бутылочного стекла, встречавшиеся до уровня 0,68 м от с.д.п. При расчистке стены обнаружена только одна находка - створка ра ковины моллюска. Она находилась на глубине 0,28 м от с.д.п. и не несёт на себе следы термического воздействия. Интересна ситуация её попадания в культурный слой. Вполне вероятно, что это произошло случайно, но по эт нографическим и археологическим данным раковины моллюсков иногда включались в набор вотивных приношений («прикладов») при строитель стве дома'. Плита и землянка. Описывая церковь Рождества Христова в п. Печенга, мы не можем обойти вниманием каменную плиту, найденную В.А. Мацак на склоне берега реки и, по преданию, накрывавшую захоро нение «убиенной братии» в криптии. На территории европейской части России существуют следующие основные типы каменных сооружений над местами погребений: кресты, стенные и намогильные плиты. В позднесредневековой Руси выделяют две географические зоны их распространения: в областях Пскова и Новгорода и тяготеющих к ним земель преимущественно устанавливались монумен тальные каменные кресты2, а в Центральной и Северо-Восточной России - плоские каменные плиты". Последние особенно характерны для монастыр ских некрополей и связываются с московской культурной традицией4. В центральных районах России профессиональные «резцы каменных дел ре зали на камени наружные слова и золотили и красками наводили гробницу»5. 1 Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Мангазея: новые археологические исследования (ма териалы 2001-2004 гг.). - Екатеринбург, 2008. - С. 126, 128. Шахнович М.М. Монументальные каменные кресты Карелии // Новгород и Новго родская земля: история и археология. - В. Новгород, 2009. - Вып. 23. - С. 343-365. J Панова Т.Д. Городской погребальный обряд средневековой Руси (ХІ-ХѴІ вв.): Авто- реф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1990. Беляев JI.A. Русское средневековое надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Севе ро-Восточной Руси XIII—XVII вв. - М., 1996. - С. 10. ' Гиршберн В.Б. Надписи из Георгиевского монастыря (по материалам наблюдений 1949 года) // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. - М., 1954. - С .95-130. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz