Шахнович, М. М. Археологические изыскания в Трифоново-Печенгском монастыре в 2011 году // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 86-97.
Рождества Христова. . До создания часовни братская могила представля ла собой небольшой могильный холм с крестом, огороженный невысокой ог радой из штакетника2. Очень высокая часовня (19 венцов толстых деревь ев) была значительно поднята над сильно обвалуненной площадкой3. В 1905-1908 гг. часовню переделали в церковь Рождества Христова на ва лунном фундаменте4. В алтарной части располагалась специальная погре бальная камера (крипта) с каменной плитой, по легенде накрывавшей ос танки погибших монахов. В послевоенные годы XX в. алтарную часть церкви снесли. Здание долго использовалось в качестве клуба и в какой-то период, по свидетель ствам местных жителей, частично разбиралось на дрова. После передачи его в 1997 г. РПЦ, в 2000 г. над алтарной частью сделано временное дере вянное укрытие - невысокий каркас на цементном «ленточном» фундамен те. В очень ветхом состоянии церковь простояла до сильного пожара 2007 г. После этой катастрофы руины были полностью разобраны, а вся территория «для благоустройства» засыпана слоем мелкого щебня. В на стоящее время памятник бытует только в археологическом контексте. Существовали ли фортификационные постройки в Печенгском мона стыре вXVI в.? Ряд исследователей считаютэто несомненным фактом ипоме- щают укреплённый центр поселения на правом берегу устья р. Княжуха5. Но в данном вопросе можно согласиться с мнением, что скорее всего, как и боль шинство монастырей России, построенных в ХѴІ-ХѴІІ вв. обитель на Мур- мане не была рассчитана на отражение нападений и не имела специальных оборонных сооружений6. Если ограда и строилась как обязательное условие отделения обители от мира, то обычно она была невысокой, символичной. 1 «В декабре 1890 г., при копании ям для подстенных устоев этой часовни, найден ка менный помост из плит, на котором лежали церковные вещи - лампадка, железные скобки от подсвечников, древние крюки и слиток из камня, кирпича с вплавленной в них человеческой кровью и костями» (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский мона стырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и ^ возобновление. - СПб., 1908. - С. 44). «На могиле ста шестнадцати убиенных стоял деревянный крест, обнесённый дере вянной решёткою и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника до миком, окружённым складочными амбарушками коренных жителей-лопарей Печенг- ского погоста» (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... - С. 39). J Мацак В.А. Печенга... - Рис. 230. «Вырыты канавы глубиною 3 арш., шириною 2 арш., и забучен бут для основания де ревянной церкви при братской могиле 116 страдальцев, на что употреблено более 30 куб. булыжного камня. ...Выровнены и увеличены две площади: 1-я вокруг дере вянной церкви на братской могиле...» (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский мона стырь... - С. 65; Мацак В.А. Печенга... - Рис. 264). Митрофан (Баданин), игумен Преподобный Трифон Печенгский. Исторические мате риалы к написанию Жития. - СПб., 2009. - С. 177. Державин B.J1. Северный Мурман в ХѴІ-ХѴІІ веках (к истории русско-европейских связей на Кольском полуострове). - М., 2006. - С. 126. Беляев JI.A. Московские «мо 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz