Шахнович, М. М. Археологические изыскания в Трифоново-Печенгском монастыре в 2011 году // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 86-97.

Печенгский монастырь основан прп. Трифоном в 1-й половине XVI в. (1533 г.). «Нижний» монастырский поселок в устье р. Княжуха (1550 г.) был одним из самых больших русских поселений Мурмана. В 1574 г. кроме церквей и часовен здесь находились 34 здания (дома и хозяй­ ственные постройки, мельница, скотный двор)1, В 1589 г. строения и бра­ тию полностью уничтожил отряд «каянских немцев». В 1590 г. монастырь переведён к устью р. Тулома под защиту Кольского острога. По писцовой книге Алая Михалкова (1608-1611 гг.) в начале XVII в. около церквей в устье реки Печенги в двух кельях жили «старцы Печенского монастыря», занимавшиеся сезонным промыслом сёмги «заборами и неводами и гарва- ми». Из хозяйственных монастырских построек упоминаются амбары, по­ варня, скотный двор, баня. Рядом, вероятно, располагался небольшой лет­ ний погост «печенцких лопарей»2. В 1764 г. в процессе секуляризационной реформы Екатерины II Коло-Печенгская обитель была закрыта. В 1870-х гг. в селении Монастырском (Старая Печенга), находящем­ ся на месте древней обители, стояли десять дворов с небольшой Свято­ Троицкой часовней, построенной в 1808 г.3 В 1881 г. в Архангельске «особая комиссия для изыскания мер к разви­ тию различных видов промышленности в северном крае и к улучшению его благосостояния» признала возобновление Печенгского монастыря де­ лом первостепенной важности. С 1882 г. по решению Синода обитель ста­ ла возрождаться. Территория её «нижней» усадьбы подверглась основатель­ ным перепланировкам. Активное строительство продолжалось до 1917 г. «В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским мо­ настырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь 1 «Монастырь Печенской стоит на усть реки Печенги, а внем церковь древяная ж Ус­ пения Пречистые Богородицы страпезою и скеларскою, да другая церковь древяная ж Зосима и Саватия Соловецких чюдотворцов, да на той же реке Печенге на усть реки Манны монастырь Печенской первоначальной, а внём церковь древяная ж Троицы Живоначальные беспенья страпезою, да втех же монастырех 17 келей, а вних старцов 58 человек да вкладчик да 5 изб служивых, вних слуг и дьячков церковных 53 челове­ ка да хлебня споварнею да изба токарня да две клети казенных да двор коровей, а внем 2 человека коровников да конюшей да 2 анбара да кузница. И в 98 г. те мона­ стыри и вних церквы и кельи и служни избы и иные монастырские дворы и анбары сожгли свейские немцы и игумена збратьею да слуг монастырских 95 человек поби­ ли». Цит. по: Харузин Н.Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного бы та.-М ., 1890,- С . 432. «...На усть реки Печенги да 2 церковных Успения Пречистые Богородицы да Зосимы и Саватия да часовня поставлена для Лопского крещения и веры православныя да 2 кельи, вних живут старцы Печенского монастыря переменяйся по годом приезжая из монастыря да 2 анбара да поварня да коровей да хлев да баня да 15 мест келей- 3 ных». Цит. по кн.: Харузин Н.Н. Русские лопари... - С. 432, С 1883 г. Свято-Трифоновская приходская церковь. Впоследствии перенесена в п. Баркино. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz