Шахнович, М. М. Археологические изыскания в Трифоново-Печенгском монастыре в 2011 году // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 86-97.
мента храма в 1905 г.1 Это была монастырская казна, традиционно укры вавшаяся в тайниках в церкви2. Такая традиция бытовала не только в Рос сии. Например, Г. Хольст в работе о церковных кладах Норвегии указыва ет, что большинство находок происходили именно из-под пола средневе ковых церквей3. К сожалению, вопрос с «криптией» остался до конца не прояснён. Несомненно, «братская» могила жертв набега существовала: «Плоти рас- сечённыя, згоревшия части, собраху и погребоша честно». Скорее всего, это было общее безгробовое захоронение, осуществлённое на «освященной земле» около церкви. Но на небольшом исследованном участке ямы (пло щадью около 3 м2), примыкающем к сгоревшей стене, костные останки не обнаружены. Не нашли их и при проведении земляных работ при создании фундамента сначала часовни, а потом церкви в 1890 и 1905 гг. По право славной традиции собранные на кладбище разрозненные человеческие кости обязательно укладывались (часто в анатомическом порядке) в специ альные «костницы» или аккуратно подзахоранивались к новым погребени ям. Отметим также практику неглубоких (максимально до 0,7-0,8 м) хри стианских захоронений на Русском Севере вплоть до XIX в. Мы склоняемся к предположению, что яма сделана с учётом рядом расположенных остатков стены, т.е. вероятно, с очень небольшим времен ным промежутком после пожара. Но нельзя полностью отрицать случай ность ситуации «корректного» возникновения этих двух объектов. Таким образом предварительные работы 2011 г. пока не подтвердили легенду о нахождении в алтарной части церкви Рождества Христова брат ской могилы 116 мучеников. Это не исключает, что продолжение изыска ний не даст другого результата. Заключение. Открытие остатков знаменитой православной обители Мурмана трудно переоценить. Но даже при ощутимом успехе, на данном этапе изучения наши построения пока очень уязвимы для критики и дис куссионны. Более точная локализация исторической части п. Печенга воз можна только при продолжении археологических работ. Основной задачей последующего археологического изучения является выделение сохранившихся участков культурного слоя ХѴІ-ХѴІІІ вв. Даже при большой степени его нарушенное™ информационный потенциал древней усадьбы Печенгского монастыря очень высок. При проведении 1 «При рытье канав для каменного фундамента под церковь над братской могилою, бы ли вырыты из земли 380 штук серебряных монет весом 59 золотников, каковые и хра нятся в настоящее время в ризнице монастыря. По рассмотрении они оказались вре мён Царя и Великого князя всея России Иоанна Васильевича Грозного, и были двух чеканов» (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... - С. 65). 2 Потин В.М. Нумизматика и памятники архитектуры // Культура средневековой Ру си. - Л ., 1974. - С. 183-185. > 3 Holst Н. Numismatiske kirkefunn i Norge //Nordisk Numismatisk Arskrift. -1 9 5 3 . - S. 1-31. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz