Шахнович, М. М. Археологические изыскания в Трифоново-Печенгском монастыре в 2011 году // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 86-97.

мента храма в 1905 г.1 Это была монастырская казна, традиционно укры­ вавшаяся в тайниках в церкви2. Такая традиция бытовала не только в Рос­ сии. Например, Г. Хольст в работе о церковных кладах Норвегии указыва­ ет, что большинство находок происходили именно из-под пола средневе­ ковых церквей3. К сожалению, вопрос с «криптией» остался до конца не прояснён. Несомненно, «братская» могила жертв набега существовала: «Плоти рас- сечённыя, згоревшия части, собраху и погребоша честно». Скорее всего, это было общее безгробовое захоронение, осуществлённое на «освященной земле» около церкви. Но на небольшом исследованном участке ямы (пло­ щадью около 3 м2), примыкающем к сгоревшей стене, костные останки не обнаружены. Не нашли их и при проведении земляных работ при создании фундамента сначала часовни, а потом церкви в 1890 и 1905 гг. По право­ славной традиции собранные на кладбище разрозненные человеческие кости обязательно укладывались (часто в анатомическом порядке) в специ­ альные «костницы» или аккуратно подзахоранивались к новым погребени­ ям. Отметим также практику неглубоких (максимально до 0,7-0,8 м) хри­ стианских захоронений на Русском Севере вплоть до XIX в. Мы склоняемся к предположению, что яма сделана с учётом рядом расположенных остатков стены, т.е. вероятно, с очень небольшим времен­ ным промежутком после пожара. Но нельзя полностью отрицать случай­ ность ситуации «корректного» возникновения этих двух объектов. Таким образом предварительные работы 2011 г. пока не подтвердили легенду о нахождении в алтарной части церкви Рождества Христова брат­ ской могилы 116 мучеников. Это не исключает, что продолжение изыска­ ний не даст другого результата. Заключение. Открытие остатков знаменитой православной обители Мурмана трудно переоценить. Но даже при ощутимом успехе, на данном этапе изучения наши построения пока очень уязвимы для критики и дис­ куссионны. Более точная локализация исторической части п. Печенга воз­ можна только при продолжении археологических работ. Основной задачей последующего археологического изучения является выделение сохранившихся участков культурного слоя ХѴІ-ХѴІІІ вв. Даже при большой степени его нарушенное™ информационный потенциал древней усадьбы Печенгского монастыря очень высок. При проведении 1 «При рытье канав для каменного фундамента под церковь над братской могилою, бы­ ли вырыты из земли 380 штук серебряных монет весом 59 золотников, каковые и хра­ нятся в настоящее время в ризнице монастыря. По рассмотрении они оказались вре­ мён Царя и Великого князя всея России Иоанна Васильевича Грозного, и были двух чеканов» (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь... - С. 65). 2 Потин В.М. Нумизматика и памятники архитектуры // Культура средневековой Ру­ си. - Л ., 1974. - С. 183-185. > 3 Holst Н. Numismatiske kirkefunn i Norge //Nordisk Numismatisk Arskrift. -1 9 5 3 . - S. 1-31. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz