Шахнович М. М. Часовня Рождества Христова Лявозерского саамского погоста / Шахнович М. М., Коливатов Е. Б. // Финно-угорский мир. - 2024. - Т. 16, № 3. - С. 361–372.

EVENTS, PEOPLE, BOOKS Finno-Ugric World. 2024. Vol. 16, no. 3 103 Первое – она срублена в конце XVIII в. саамами семиостровского погоста, вероят- но, мужчинами семьи Шаршиных. В этот период возникает Лявозерский выселок, со временем увеличившийся до отдельного погоста. По второй гипотезе, опирающейся на документ 1682 г., – «Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государе- ву указу по Лопским погостам для уничто- жения у лопарей язычества и возсоединения их к православной церкви» [14] – часовня построена на сто лет ранее. По заданию царя Феодора Алексеевича кольский священник Алексий Симонов предпринял продолжительную поездку по лопарским погостам, в ходе которой опрашивал саамов об их вероисповедании, крестил некрещеных, разъяснял им основы православия. В ряде поселений по его ука- занию лопари ставили часовни, которые имели «зимние» посвящения, так как ин- спекционная поездка проходила в период с ноябрь по январь [5]. В сохранившемся отчете священника отмечается, что в Воронеском погосте «свои богомерския жертвища оне лопа- ри разорили», «а для молитвы и для чести и поклонения святых икон поставили оне лопари часовню во имя Рождества Иисусе Христова» [15, с. 107]. Из текста понятно, что события происходят в поселении на реке Воронья, а не у семиостровских саамов, о которых рассказывается далее. В Семиостровском зимнем погосте после разрушения языческого святилища была по- ставлена часовня «во имя Пресвятыя Бого- родицы честнаго ея собора» [15, с. 107]. Этот праздник отмечается в первый день после Рождества Христова и является главным торжеством периода попразднества. По церковным правилам часовня в Семиостров- ском погосте имеет то же посвящение, что и в Воронинском, и праздничные иконы у них будут одинаковыми. В этой ситуации становится понятна и замена в последую- щем наименования часовни. Посвящение Собору Пресвятой Богородицы отразилось в официальных документах, а местные са- амы определяли его по основной иконе Рождества Христова [5]. Семиостровский погост, в начале XVII  в. называвшийся Норенским, в писцовой книге Алая Михалкова локализован на Лявозе- ре: «Погост Норенской стоит на леве озе- ре» [17,  с. 448]. Возможно, Алексей Симонов в своем отчете упоминал именно часовню на озере Чесыньявр, находящемся в 4 км к югу от Лявозеро. Уместно отметить, что гидроним «Чесы- ньявр», переводящийся с саамского языка как «Часовенное озеро» или «Озеро у ча- совни», указывает на древность часовни [5]. Упоминания о часовне в источниках XVIII  в. пока не обнаружены. Возможно, архивные документы этого периода еще не стали объектом должного внимания спе- циалистов. Кроме того, нужно учесть, что архив консистории Архангельской и Хол- могорской епархии был уничтожен пожа- ром летом 1793 г., а документы Кольского благочиния сгорели вместе с Воскресенским собором при нападении англичан на город Кола в 1854 г. [18]. Заключение Подведем предварительные итоги дан- ного исследования истории Чесынъяврской часовни. По нашему мнению, возможной датой ее строительства следует считать 1681 г. Сначала она была посвящена Со- бору Пресвятой Богородицы, но жители погоста воспринимали ее как Христо-Рож- дественскую. Рис. 7. Часовня на озере Чесынъявр. Тамга Fig. 7. The Chapel on Lake Chesynyavr. Tamga Источник: автор изображения И. В. Вдовин, 2016. Source: Photo by I. V. Vdovin, 2016 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz