Шахнович М. М. Часовня Рождества Христова Лявозерского саамского погоста / Шахнович М. М., Коливатов Е. Б. // Финно-угорский мир. - 2024. - Т. 16, № 3. - С. 361–372.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 102 Финно – угорский мир. 2024. Том 16, № 3 Ловозерского погоста в 70 верстах. <…> В ней кроме нескольких икон, ни ризницы, ни богослужебных книг не имеется. Служба совершается 25 декабря ежегодно. Свеч в годичное время продается 9 ф. на сумму 13 р. 50 к. Кружечного сбора в отчетном году было 1 руб. Разных пожертвований поступило 10 руб. Приходно-расходная книга есть, выдана из Арх. Дух. Консисто- рии в 1889 г. за № 8, значится по ней денег к будущему 1897 г. 65 руб. 84 коп. <…> Кроме 25 декабря, служба совершается на первой неделе Великого поста» 11 . В конце XIX в. Рождественская часов- ня была расширена. Настоятель Лово- зерского прихода священник Николай Шмаков 28  декабря 1894 г. обратился к благочинному с просьбой разрешить пристроить к ней сени. Лес был готов по- жертвовать зажиточный оленевод Фома Николаевич Мелентие 12 , родившийся в Ля- возерском погосте и бывший смотрителем часовни 13 . К началу января 1896 г. работы были завершены 14 . Сени с двускатным по- крытием были ниже основного строения (высота пристройки составляла около 140 см, а с крышей – 240 см) и вытянуты (250 × 290 см). Внешняя входная стена со временем значительно «разъехалась». После ремонта часовня была обшита тёсом и покрашена «белилами» 15 . На крыльце висели два небольших колокола 16 . Веро- ятно, к этому времени относится и ку- пол, простоявший более ста лет до начала XXI в. По описям начала ХХ в. часовенное убранство оставалось скромным. Утварь помещалась в два небольших ящика, где хранилась до приезда священника [9]. С начала ХХ в. Лявозерский погост посте- пенно пустеет, в 1926 г. в нем насчитывается всего восемь жителей. В начале 1930-х гг. он исчезает из списков населенных пунктов 17 . На часовенных стенах появляются надписи, сделанные редкими охотниками и оленево- дами, например: «1933 года 31 июня здесь косил Филиппов Даниил Харитонович. Больше не думаю косить здесь» (рис. 6). Подобную практику оставления надписей на стенах можно наблюдать и сегодня в про- мысловых избушках. В контексте истории часовни интересно вырезанное на стене сеней клеймо. Тамга, которую можно увидеть на замененном бревне, указывает на относительно позд- нее время его происхождения. В списке саамских клейм А. Я. Комшилова 1927 г. оно отсутствует 18 . По сообщению мест- ных жителей, этот знак принадлежит семье Шаршиных [9]. Возможно, они участвовали в ремонтных работах конца XIX в. 19 Время строительства часовни. Отно- сительно времени возведения часовни на озере Часыньявр есть два предположения. 11 ГАМО, Ф. И-17. Оп. 1. Д. 149. Л. 56 об. 12 ГААО, Ф. И-17. Оп. 1. Д. 135. Л. 399. 13 Он часто жертвовал на церковное строительство и помощь малоимущим. Особенно он запомнился совре- менникам благотворительностью для ветеранов Первой мировой войны и их семей, оставшихся без кормиль- цев. См.: ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 160, Л. 65 об. 14 ГААО, Ф. И-17. Оп. 1. Д. 148. Л. 67. 15 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 203. Л. 56; Д. 160. Л. 65. 16 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д 149. Л. 157. 17 Географический словарь Кольского полуострова // Мурманский филиал географо-экономического науч.- исслед. ин-та ЛГУ. Ленинград, 1939. Т. I. С. 60. 18 Комшилов А. Я. Лопарские клейма // Доклады и сообщения Мурманского общества краеведения. Вып. I. Мурманск, 1927. С. 46–62. 19 По информации М. Г. Кучинского, фамилия происходит от прозвища человека. Рис. 6. Часовня на озере Чесынъявр. Надпись на стене Fig. 6. The Chapel on Lake Chesynyavr. The inscription on the wall Источник: автор изображения И. В. Вдовин, 2016. Source: Photo by I. V. Vdovin, 2016 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz