Шахнович М. М. Часовня Рождества Христова Лявозерского саамского погоста / Шахнович М. М., Коливатов Е. Б. // Финно-угорский мир. - 2024. - Т. 16, № 3. - С. 361–372.

CULTURAL STUDIES Finno-Ugric World. 2024. Vol. 16, no. 3 101 в киоте за стеклом, 4. Григорий Богослов, 5. Иоанн Златоуст. Часовня строением не проч- на и неприлична. Утварью скудна. Больше ничего при ней не находится» 9 . Таким образом, часовня в первой поло- вине ХIX в. имела внешние размеры в пла- не примерно 4 × 4 м, высота 1,8 м. Это совпадает с обмерами основного объема в 2019 г.: 4,2 × 4 м, высота по крышу 2 м, с крышей – 3–3,1 м, с куполом и крестом – около 4,1–4,2 м. (рис. 5). Неслучайный состав пребывавших в ча- совне икон важен для понимания ее по- священия и особенностей богослужения. Первая икона Рождества Христова связана с наименованием часовни. Вторая – Не- опалимая Купина – особая «икона-оберег», спасавшая от огня деревянное, на долгое время остававшееся без внимания, здание. Третья икона Благовещение Пресвятой Богородицы, вероятно, относится к при- ходскому храму, к которому часовня была тогда приписана (к Благовещенской церкви в городе Кола), или к большому церковному празднику, после которого саамы уходи- ли к морю. Именно эта икона находилась в застекленном киоте, что указывает на ее дарственный характер [9]. При описании внутреннего убранства маленькой лопарской часовни упоминаются образа вселенских учителей и святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они, скорее всего, были небесными па- тронами устроителей или возобновителей часовни. Впрочем, эти иконы могли быть перенесены из другого храма как списанные «за ветхостью». Семиостровские саамы долгое время не объединялись в самостоятельный приход, поэтому удаленная часовня несколько раз меняла свою административную принад- лежность. Изначально она входила в со- став Понойского прихода, затем пооче- редно Кольского и Ловозерского. В начале XIX  в. часовня территориально относилась к Семиостровскому лопарскому погосту. В этот период на озере Лявозеро, что на- ходится в 4 км к северу от озера Чесынъявр, семиостровские саамы основали отдельное поселение – выселок. Часовня использо- валась зимой, когда они занимались здесь рыбным промыслом. Косвенно это под- тверждается ее посвящением Рождеству Христову, которое праздновалось 25 дека- бря по старому стилю [9]. Богослужения проводились от случая к случаю и только к концу XIX в. установилось регулярное требоисправление. К середине XIX в. часовня оказывается не в границах жилого участка, а «в лесу», потому что границы лопских погостов были неустойчивыми, а сами поселения за свою историю неоднократно меняли свое место- расположение. В архивных источниках часто упомина- ется о бедности Рождественской часовни и скромности ее убранства. В 1831 г. свя- щенник села Поной Дамиан Андрианов сообщает, что от часовни «прибыли в цер- ковный кошелек никакой не получается, содержание же имеет скудное от подаяния в кошелек». «Кошелькового сбора от сей часовни поступило 1 руб., а свечного не поступило» – докладывает епархиальному руководству в 1853 г. кольский священник Алексей Алексеевский 10 . Низкие доходы от продажи свечей сохра- нялись и в конце XIX в. В одном из отчетов за 1896 г. мы находим: «Лявозерская часовня во имя Рождества Христова находится близ Лявозерского погоста в 5-ти верстах, а от 9 Государственный архив Архангельской области (далее ГААО). Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. 10 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 6, Л. 57 об; Д. 49; Д. 24. Л. 59–59 об. Рис. 5. Часовня на озере Чесынъявр. Чертеж Fig. 5. The Chapel on Lake Chesynyavr. Drawing Источник: автор чертежа О. В. Береснев, 2019. Source: The drawing by O. V. Beresnev, 2019.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz