Шахнович М. М. Часовня Рождества Христова Лявозерского саамского погоста / Шахнович М. М., Коливатов Е. Б. // Финно-угорский мир. - 2024. - Т. 16, № 3. - С. 361–372.

CULTURAL STUDIES Finno-Ugric World. 2024. Vol. 16, no. 3 97 Введение Научное исследование культовых мест аборигенов Восточной Лапландии ограни- чивалось преимущественно сакральными языческими объектами [1]. Данный «ис- следовательский перекос» можно объяснить сформировавшимся в XIX в. стереотипом о том, что духовная культура саам вплоть до 1950-х гг. опиралась преимуществен- но на древние дохристианские верования с «поверхностным налетом» воцерковления. Так, финляндский этнограф М.  А.  Кастрен в 1858 г. пишет о низкой, по сравнению с финнами, степени религиозности саам и их всеобъемлющем суеверии [2]. Для объективной оценки мировоззрения рус- ских саамов нужен углубленный анализ различных аспектов проблематики с при- влечением этнографических и исторических материалов. Круг памятников, связанных с право- славной культурой саам, не ограничивается только поздними семейными и общинны- ми могильниками около погостов. В него можно включить также часовни (погостные, тоневые, памятные), могилы местночти- мых подвижников, памятные и поклонные кресты. В настоящее время почти все они находятся в археологизированном состоя- нии с разной степенью сохранности. К со- жалению, перечисленные объекты редко привлекали внимание специалистов и на- турно изучались эпизодично 1 . Материалы и методы В данной статье мы хотим подробнее остановиться на уникальном православном памятнике в Ловозерской тундре – часовне Лявозерского погоста на озере Чесынъявр 2 . Предварительные итоги ее изучения ра- нее уже были представлены авторами [9]. В данной статье вводятся в научный оборот новые документальные источники и резуль- таты четырех экспедиций, проведенных энтузиастами-краеведами в начале ХХI в., продолжается дискуссия о его датировании и этапах истории. Впервые рассматривают- ся материалы XIX в. из фонда И-17 «Бла- гочиние Мурманского округа Олонецкой епархии» Государственного архива Мурман- ской области и фонда И-29 «Архангельская духовная консистория» Государственного архива Архангельской области. В качестве основных методов работы выступили исто- рико-описательный и сравнительный. Обзор литературы Саами (лопари) – коренной этнос аркти- ческой части Северной Европы. Российские этнографы стали изучать его недавно, не ранее первой половины XIX в. [5]. Число известных и обследованных памятников этого народа Русской Лапландии не вели- ко, поэтому важна каждая новая находка, связанная с его историей. Часовням Русского Севера и Карелии, их специфике в контексте политики го- сударства по отношению к православным общинам на периферии Российской импе- рии посвящен ряд работ авторов начала XXI в. [6–8]. Часовни Русской Лапландии, находящиеся в саамских погостах, ранее не изучались. Результаты исследования и их обсуждение Часовня в православной традиции – это безалтарное культовое здание, предназна- ченное для индивидуального или коллек- тивного богослужения без проведения ли- тургии. Они строились преимущественно по личной инициативе мирян (обетные, поминальные), но обязательно с разреше- ния правящего епископа, в сакральных и общественно значимых местах, требу- ющих усиленной молитвы: над источни- ками и захоронениями праведников, при кладбищах и дорогах и т. п. 3 В часовнях могли проводиться важные христианские обряды (крещение, отпевание, как исклю- чение – венчание). Они относятся к малым 1 Например, антрополого-этнографическое обследование в 1976 и 1978 гг. кладбищ первой половины ХХ  в. в Чальмны-Варрэ, Пулозеро, Варзино [3], работы в Сонгельском саамском погосте в 1998 г. экспедиции ЦГП КНЦ РАН [4]. 2 Используется и написание Часынъявр. 3 «Часовни устраивались подобно крестам на дорогах в отвращение разных народных бедствий и в благо- дарное воспоминание милости Божией, явленной людям». См.: Никольский К. О. О часовнях // Церковные ведомости / изд. при Св. Синоде. СПб., 1889. № 10. С. 254.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz