Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Калина Иванович был теперь всеми уважаемый человек. Барак свой он держал в образцовой чистоте и порядке, проходящих строжил и потачки не давал. Пьянства и буйства не терпел. Но работа эта ему не нравилась. День и ночь приходилось лаяться с проходящими, как псу. Он бросил это собачье дело. Опять ушел в ямщики. Летом ходил в море за треской. Тут началось «сменное» время. На Мурман пришли новые слова: «банк», «вексель учел», «вексель погасил», «взял под вексель». Люди, жившие с этими словами на языке все были сытые, жирные, самодовольные. Вышли некоторые из них из тех же поморов, а держали себя некоторые так, словно они не свой же брат помор, а столич- (Л. 320) ные жители. Все ходили в тройках - - пиджаках, брюки, жилетка, ботинки на скрыпу. Иные обзавелись сюртуками. На голову нацепили котелок или шляпу, зимою острая каракулевая шапка. Помор - - приятель Калины Ивановича тоже приоделся и навязывал деньги в долг. Калина Иванович ушел от него. Ижемцы тоже наряжались в сюртуки. Начальники и чиновники тоже в сюртуках и тоже ходят в острых шапках. А саамы 172 знают — кто ходит «в острых шапках» — антихристовы дети172. Калина Иванович не сталь ходить в море. И дома достаточно было заработков. С тех пор как слова «вексель» и «банк» стали слышны на Мурмане, жизнь началась какая-то «неуспеваемая». Того и гляди тут не успеешь, там прозеваешь. Калина Иванович уже не батрачил. Он брался за любые поденные работы. Чуть не каждые пятнадцать лет в Лапландии случалось что-нибудь новое: Сначала морем пошли пароходы. Вскоре же начали строиться два лесопильных завода — один в Умбе, другой у Колы, купцы строили новые склады. Потом люди начали переговариваться по проволоке. Один человек даже помер по этой причине, а Калина Иванович в тот год имел верную работу целый год - - строил телеграф173, рубил и возил столбы, тесал их, помогал ставить. А человек помер так: жил один старичок саами. Сломалось у него ушко от котла. Старичок года два искал кусочек проволоки, чтобы связать дужку с котлом. Ходил старичок и в Колу, и в Кандалакшу, видел новые котлы, а кусочки проволоки не мог достать. Ни у кого не было лишнего (Л. 321) отрезка. Все дорожились железом как золотом. Просил старик добрых людей, чтобы из Архангельска привезли ему кусочек проволоки, деньги давал - - ничто не помогло. Кусочек проволоки не добыл. Тут слух прошел: «телеграф ведут». Когда старику объяснили, что такое телеграф, он сказал: «Врут люди! Откуда — говорил он, — возьмут столько железа. Я не могу разжиться кусочком проволоки, а тут всю землю хотят опутать. Пусто. Бредни одни, а дела нет». На другой год, как раз в тех местах, где жил старик, прокладывали линию. Старичок вернулся из своей «пустыни» - - с весенней кочевки и увидел мотки железа, длинную проволоку, натянутую в воздухе на множестве столбов, уходящих вдаль. Старик онемел, ноги его подкосились, он сел на пенек и задумался. - - Ох, и много железа - - много-о-о. Сказал и больше не поднялся с пенька. Там и помер старик. 172 Остроконечность головы — это то, что указывает на черта в средневековом русском фольклоре. 173 Строительство сети телеграфных линий на Кольском полуострове началось в 1895 г. и продолжалось около 13 лет. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz