Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

представление о том, что такой-то закон существует. По настоящему знали саамы только свой обычай. Этот обычай в их внутренней жизни являлся законом161. Бывалых саамов, хорошо знающих обычаи, знающих и русские порядки саамы и выбирали в волостные суды для решения разных дел — семейных раздоров, ссор, краж и тому подобных дел из общественной жизни саамов. Эти судьи узнали в волости о существовании особого «уложения об инородцах»162. Может быть, кто-нибудь из волостных чиновников читал им это уложение. Царское правительство своим «уложением об инородцах» держало северные народы Сибири в цепях родового быта, оно опиралось на разных князьков и шаманов первых эксплуататоров малых народов Севера. Саамы обратили внимание, что по этому уложению кочевые народы в царской России находились на особом положении. Некоторые из пунктов Уложения ограждали кочевников от поселения на их землях русских. Это обстоятельство очень привлекало саамов отдельными статьями. В целом они его не знали, да и понять не могли, т. к. Уложение написано особым канцелярским языком. Саамы сопоставляли Уложение с какими-то особыми грамотами, которые тоже будто бы защищали их от вторжения русских и других народов. Но что это за грамоты—они тоже не знали. Жило лишь предание, что где-то в лесу, на особенно большой сосне, каким-то необычайным гвоздем прибита замечательная грамота. Говорят эту грамоту искали некоторые из саамов, но не нашли. (Л. 312) У саамов начала появляться потребность в защите своих прав, особенностей своего быта, своей земли. Потребность эта была еще смутна и расплывчата. Даже если бы она и проявлялась более решительно — она была бы раздавлена в зародыше. За благонадежностью саамского народа наблюдали не только становые и их подручные, но и особые чиновники по крестьянским делам. Саамы пользуясь своим «знанием» лишь подчеркивали, что они кочевники, что прав у них больше, чем у простых крестьян и как могли отстаивали свои права. Когда в Иоканге, перед началом мировой войны, появились было русские и один ижемец, - - охотники поселиться на жилом месте саамов, один из бывалых саамов помог своим односельчанам избавиться от непрошенных гостей. В другом месте, во время постройки Кировской, бывшейМурманскойжелезнойдороги у одного саами снесли его дом. Саами знал, что в таких случаях по закону должен быть построен ему новый дом. Он настоял на этом, и новая избушка была построена. Саамов, ходивших «на Русь» было не так много, может быть человек — 50-60 на всю Лапландию. Эти люди не составляли особого слоя среди саамского народа, они выделялись лишь своим влиянием на саамов предреволюционного времени. Бывалые саами сильно подорвали авторитет колдунов, которые все еще ютились в каждом саамском погосте. Эти саами были сторонниками школ. Под их влиянием саамы охотно отдавали детей на обучение в те 6 школ, что были открыты незадолго перед войной в лопарских селениях. Они как бы вытеснили влияние тех милаш килес, т. е. мудрейших стариков, что достались саамам в наследство от родового строя. «Мудрейшие» опирались на знание древ- (Л. 313) них обычаев, языческих обрядов, которые уже забывались. Бывалые же саамы сильны были своим личным умом, знанием современной жизни не только своей, но и русской, иногда финской и норвежской. 161 Ефименко А. Я. Юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии // Записки ИРГО. СПб., 1878. Т. 8. С. 8-89. 162Имеется ввиду Положение об инородцах (1892). 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz