Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

как представитель и символ изучаемой этнографами культуры (рис. 78). При всей комичности изображения смысл его достаточно серьезен - - это главные участники коммуникации в пространстве полевого исследования. Возникает вопрос: почему предмет этнографии олицетворяет чукча, а не лопарь и не самоед, т. е. народы, хорошо знакомые Чарнолускому как этнографу? Рис. 78. В. В. Чарнолуский. Троица едина, неделима и первобытна иже воплотишася в чукче, этнографе, первобытном студенте и блуждающа во век. Бумага, карандаш. 1927-1931. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (26) В 1930-е гг. «чукча» еще не был известен как персонаж анекдотов, зато мог быть вполне символом отечественной этнографии как науки. В. Г. Богораз (1865-1936), один из основоположников русской и советской этнографии, общепризнанный мэтр в исследованиях коренных народов Севера и Сибири, знаменит прежде всего своими, ставшими классическими, исследованиями языка, материальной и духовной культуры чукчей. В 1920-1930-е гг. его труды, несомненно, считались образцовыми и определяли методологию этнографической науки в целом. Мало того, В. Г. Богораз был преподавателем у В. В. Чарнолуского в Географическом институте. Интересны авторские характеристики этнографической «Троицы» культуры (рис. 78). К свойствам, восходящим к христианским представлениям («единство» и «неделимость»), Чарнолуский добавляет «первобытность», что может указывать как на известную ретроспективность этнографии, так и на ее глубокие корни как типа знания. «Троица» - - «блуждающа во век». Для Чарнолуского, профессионального полевика, понятия «этнография» и «экспедиция» неразделимы. Кочевники-чукчи и кочевники-этнографы соединяются в одном вечном блуждании - - путешествии в пространстве и во времени. Рисунки и фотографии В. В. Чарнолуского из экспедиций к кольским саамам В данном издании публикуются работы В. В. Чарнолуского, непосредственно связанные с его полевой деятельностью. Жанровый диапазон экспедиционного творчества исследователя широк: этнографические зарисовки жилых и хозяйственных построек, бытовых предметов и одежды; акварельные этюды северной природы, сделанные с натуры; фотографические работы (рис. 79-87). При изучении саамского костюма ученый опрашивал пожилых мужчин и женщин, конструировал выкройки современной ему одежды: зимней из оленьих шкур, летней тканевой, а также обуви и разнообразных головных уборов. Рисунки выполнены на бумаге акварелью или карандашом. ТРОШ 44-Ъ)или1.1ыи^ел/ш*иА. Ъ 11ГО-&рА|7*Л. wiur ле-миА 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz