Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Фанатизм полевиков в сборе этнографического материала - - вечная тема их собственной рефлексии, устных и письменных воспоминаний. «Жертва» (рис. 70) вынуждена окуривать себя дымом, чтобы избавиться от насекомых-паразитов в отсутствие возможности вымыться в бане. В отчете Д. А. Золотарева об экспедиции 1927 г. читаем: «Редкая смена белья и одежды при отсутствии бань способствует разведению паразитов, встречающихся в изобилии, особенно на голове. Не имея бань, лопари обычно ежедневно обмываются у камелька. Уход за телом был предметом особого внимания экспедиции»129. В. Г. Богораз (Тан) на первых же лекциях предупреждал своих студентов: «Имейте в виду, этнографом сможет стать только тот, кто не боится скормить фунт крови вшам. Почему скормить, спрашиваете? Потому, что узнать и изучать народ можно, только еслиживешь однойжизнью с этими людьми. А у них вошь довольно распространенное животное. Претендовать на удобство или даже гигиену этнограф во время полевой работы не имеет права»130. Рис. 70. В. В. Чарнолуский. «Благоухание дыма». Жертва фанатизма. 1927-1931. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (110) На следующем рисунке запечатлен момент, когда «с наступлением сумерек общие занятия прекращались»131, т. к. «условия освещения позволяли заниматься измерениями не более 4-5 часов. Около трех часов дня в комнате становилось затруднительным читать цифры инструментов»132 (рис. 71). В свете керосиновой лампы участники экспедиции «подкреплялись» блюдами северной кухни и продолжали совершенствоваться каждый в своей области знания. Надпись на книге, которую читают: «Болезни»; та, что лежит на столе, именуется «Одежда». 129 ЗолотаревД. А. Лопарская экспедиция: (11.1 - 11.5 1927-го года) / Гос. русское географическое об-во, Карельско-Мурманская комиссия. Л.: Издание Гос. русского географического об-ва, 1927. С. 40. 130 Гаген-Торн Н. И. Ленинградская этнографическая школа в двадцатые годы (у истоков советской этнографии) // Советская этнография. 1971. № 2. С. 140. 131 Чарнолуский В. В. В краю летучего камня: Записки этнографа. М.: Мысль, 1972. С. 11. 132 ЗолотаревД. А. Лопарская экспедиция: (11.1 - 11.5 1927-го года) / Гос. русское географическое об-во, Карельско-Мурманская комиссия. Л.: Издание Гос. русского географического об-ва, 1927. С. 5. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz