Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

На другом рисунке убаюкивание младенцадля В. Я. В. —не «тоска по родине», а «неустанная работа» (рис. 35). Он стоит, уперев левую руку в бок и правой далеко отведя от себя зыбку. Поза его самодостаточна: она не связана с младенцем и не передает каких-либо внутренних переживаний, кроме мысли: «Когда же он заснет!». Рисунки помечены одним днем, идут в альбоме один за другим, поэтому «босоногости» Чарнолуского отчетливо противопоставлены модные шлепанцы В. Я. В. За «неустанную работу» В. Я. В. был вознагражден большим куском хлеба со сметаной (рис. 36). У сидящего напротив Чарнолуского из прикрытых глаз катятся слезы. Думается, «пояснения излишни»... Тема сытной (и, явно, «бездуховной», по мнению автора) жизни полевиков в поморских селах продолжается в рисунках экспедиционного альбома (рис. 37). Состояние обожравшихся, опухших, разомлевших и отупевших этнографов передано глаголом «разопсеть». «Псеть» - стать вонять псиной, делаться постепенно вонючим. Очевидно, «разопсеть» - глагол с переносным значением: обнаглеть до состояния невменяемости. В современном жаргоне ему, скорее всего, соответствует глагол «зажлобетъ». Изобразительно это состояние передано открытым ртом зевающего В. Я. В. и с трудом открывающимися глазами Чарнолуского. На этом рисунке оппозиция «толстый и тонкий», явно, нивелируется. Скорее, можно говорить о паре: «толстый и еще толще». Какая-то схематичная выпечка с чашкой кофе в верхнем левом углу рисунка — это или девиз существования студентов-этнографов в Семже, или юношеские мечты о петроградских сладостях? Кофе (в отличие от чая) можно трактовать как знак столичной, а не поморской жизни. Рис. 36. В. В. Чарнолуский. Пояснения излишни. 17/IX (надпись в левом верхнем углу: «Семжа»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-АрхивЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (28) Рис. 37. В. В. Чарнолуский. Юные искатели в Семже совсем разопсели, но пыл чисто юношеской мечтательности обезсиливал их все же бодрящиеся существа (надпись в левом верхнем углу: «Семжа»), 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (31) Баня в любой экспедиции — всегда праздник, особенно на Севере, где коренные народы бань традиционно не имели. Чарнолуский вспоминает в своей книге: «Бане <...> я так обрадовался, что мне захотелось немедленно, сейчас же, искупаться в ней, что я и сделал с большим удовольствием. При этом я вспомнил, какие муки пришлось переносить, странствуя по озерам и в лесах, где о банях никто не помышлял»80. 80 Чарнолуский В. В. В краю летучего камня: Записки этнографа. М.: Мысль, 1972. С. 246. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz