Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Под влиянием ли собственной эрудиции или книжной культуры местных старожилов Чарнолуский трактует чаепитие как возрождение «в с. Семже за чайным столом одного из поселян» притчи «о толстой и тощей корове». В известном библейском сюжете речь идет о том, как Иосиф истолковал странный сон египетского фараона, в котором правитель увидел семь тучных коров и семь тощих, вышедших из Нила. Тощие коровы съели тучных, но от этого ничуть не потолстели. Сон предвещал семь плодородных лет в Египте, за которыми последуют семь неурожайных. С тех пор «фараоновы тощие коровы» — это те, кому ничто не идет впрок, а также символ положения, не исправимого ни при каких затратах средств и усилий. В экспедициях полевикам приходится не только наблюдать и записывать, но зачастую и участвовать в той традиционной жизни, которую они изучают. На рисунках Чарнолуского практиканты-этнографы «убаюкивают» младенца «старинным способом» (рис. 34 и 35). Устройство зыбок (колыбелей) автором передано довольно точно. Рис. 34. В. В. Чарнолуский. Рис. 35. В. В. Чарнолуский. Неустанная Баю-баю-баюшки-баю. Тоска по родине работа В. Я. 17/IX (надпись в левом верхнем (надпись в левом верхнем углу: «Семжа»). углу: «Семжа»). 1922. Бумага, карандаш. 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив Музей-АрхивЦГПКНЦ р А н .НВФ 1118 (26) ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (25) Интересно, что при всем сходстве ситуаций «убаюкиванию» придаются разные значения в зависимости от того, кто качает колыбель. Подпись на одном рисунке включает в свой состав традиционный рефрен колыбельных песен («Баю-баю-баюшки-баю») и формулу: «Тоска по родине» (рис. 34). Персонаж (Чарнолуский) сидит, согнувшись (что говорит о задумчивости), колыбель совсем близка от него. Лицом (и, кажется, взглядом) он обращен к младенцу. Качает зыбку он левой рукой, правая — зажата коленями. Это, согласно языку жестов, указывает на некоторую напряженность душевного состояния, желание закрыться в своих переживаниях. Лирическое настроение рисунка объясняется биографическими фактами: 17 сентября 1922 г., когда Чарнолуский укачивал младенца в с. Семже, в Новозыбкове (город в западной части современной Брянской области, где семья Чарнолуских до революции владела имением) его четырехмесячный сын засыпал без отца79.Интимность и сокровенность ситуации подчеркивается и тем, что персонаж на рисунке сидит с босыми ногами. 79 Лукьянченко Т. В. В. В. Чарнолуский: певец Земли Саамской // Репрессированные этнографы: вып. 2 / сост. и отв. ред. Д. Д. Тумаркин. М.: Вост. лит., 2003. С. 130. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz