Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

диалектные слова, стилизируется старинный стиль речи: «яко тать в нощи» (рис. 31). Во многом это обусловлено уникальной сохранностью языка русских жителей Канина Носа (в основном выходцев с Мезени): «речь местных крестьян и городских мещан < . > пестрит не только областными, но часто и старинными словами, которых не услышишь в других местностях России»77. Рис. 32. В. В. Чарнолуский. Переступив через убитую старуху, усталые путники обурдали еще теплое ея мясо и после напились чайку. 17/IX (надпись в левом верхнем углу: «Канин Нос. Тонкой»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (18) Рис. 33. В. В. Чарнолуский. Притчао толстой и тощей корове возродившаяся в с. Семже за чайным столом одного из поселян. 16/IX (надпись в левом нижнем углу: «Пьет 21 чашку без половинок, а шаньги ест по половинкам»; в правом нижнем углу: «Пьет только половинками, а шаньги кушает только целыми »; в левом верхнем углу: «Семжа»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (24) Чаепития, доходящие подчас до «безумия», угощения (иногда на грани обжорства) — одна из сквозных тем рисунков Чарнолуского (рис. 33, 37, 41, 42, 46), что вполне соотносимо с экспедиционными воспоминаниями этнографов и фольклористов, работавших на Русском Севере. Б. М. Житков писал в начале XX в. о своих впечатлениях путешественника по Канину Носу: «крестьяне приморских сел и деревень < . > живут очень достаточно. Просторные избы < . > обилие домашней утвари - - самоваров, посуды, пуховиков, ручников - - даже в домах крестьян среднего достатка; хорошее платье и прекрасная разнообразная пища при постоянном чаепитии - - свидетельствуют о таком материальном положении, которое и сравнимо быть не может с положением крестьян центральной или черноземной полос России»78. К 1922 г., судя по рисункам Чарнолуского, при общем изменении политической и экономической ситуации такой критерий уровня жизни как «постоянное чаепитие» по-прежнему был актуален. Кроме того, чаепитие с местными жителями - - это очень удобная и продуктивная ситуация для работы «профессиональных слушателей», т. е. этнографов-полевиков. Впрочем, Чарнолуский, скорее, обращает внимание на другие - - материальные - - последствия бесконечных угощений. На одном рисунке наиболее отчетливо представлена экспедиционная пара «толстый и тонкий»; комплекция «толстого» (как результат поедания им шанег целиком) уже не позволяет ему сидеть (рис. 33). 77 Житков Б. М. По Канинской тундре // Отчеты экспедиции Императорского Русского Географического общества на Канин Полуостров в 1902 г. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1904. С. 83. 78Там же. С. 82. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz