Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Чарнолуский схематично изобразил атрибутику подобного жертвенного места: кости оленей, ограждение, небольшую антропоморфную фигурку идола... Но в центре находится огромный кукиш (рис. 30). Полевики старательно зарисовывают и обмеряют найденный объект. С одной стороны, Чарнолуский подсмеивается над фанатизмом этнографов-неофитов, готовых исследовать что ни попадя, лишь бы это нечто, хотя бы по предположению, относилось к изучаемой культуре. С другой стороны, рисунок метафорически изображает обычную экспедиционную коллизию: ищешь-ищешь, работаешь-работаешь, а получаешь вместо результата— фигу: «Отрицательный результат— тоже результат», — уверяют мэтры-полевики, но студентов это мало утешает. Профессиональное предание любой экспедиции имеет в своих анналах подобные «Поиски «хейсе». Обычно и заканчиваются они именно таким возвращением: «. пробирались они дрожащими усталыми ногами, утомленные созерцанием.» (рис. 31). Рис. 30. В. В. Чарнолуский. После долгих иутомительных поисков «Хейси» был найден, но вместо чая и отдыха они увидели: ... 17/IX (надпись в левом верхнем углу: «КанинНос. Тонкой»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-АрхивЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (17) Рис. 31. В. В. Чарнолуский. Яко тать в нощи пробирались они дрожащими усталыми ногами, утомленные созерцанием священного «хейсе». 17/IX (надпись в левом верхнемуглу: «Канин Нос. Тонкой»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (19) Финальный аккорд истории с «хейсе» (рис. 32) исполнен Чарнолуским в духе экспедиционного «черного юмора», весьма популярного у всех полевиков, очевидно, во все времена. Какова реальная подоплека чаепития у трупа старухи, и есть ли она вообще - неизвестно. Точно лишь одно, что Чарнолуский иронизирует по поводу слухов о людоедстве среди северного населения. Действительно, еще в XIX в. по Крайнему Северу (и в Европейской России, и в Сибири) прокатывались время от времени волны страшного голода. Фиксировались иногда и случаи людоедства, но гораздо больше возникало слухов. Полевики не только находились под их влиянием, но и могли сами (в связи с экстремальными условиями северных экспедиций) стать их предметом. Чарнолуский использует в подписи глагол «обурдать», у жителей Мезени он означает есть мясо или рыбу сырыми. Вообще, по мере погружения в местную жизнь стилистика подписей меняется. В экспедиционный язык начинают попадать 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz