Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

•vs I / Рис. 27. В. В. Чарнолуский Он шептал слова красотке, а красотке — сотня лет (надпись в левом верхнем углу: «Тонкой»). 1922. Бумага, карандаш. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1118 (20а) Закрытость и недоверчивость аборигенов Крайнего Севера по отношению к этнографам хорошо известна по экспедиционным дневникам. В. В. Чарнолуский вспоминает: « .уговорил Федосью разрешить матери завтра утром сказывать сказки для записи. Обычно хмурая, она милостиво разрешила Иринье заниматься со мною завтра до обеда; и сегодня вечером пусть сказывает. Ей самой было интересно послушать предания старины, которые я старался извлечь из памяти сказительницы. Но назавтра она встала с левой ноги, “заперла сердце”, и со сказками было покончено»75, Подпись к рисунку свидетельствует о существовании в экспедиции своеобразного стихотворного быта. Возможно, стихи сочинялись не только к рисункам, но и импровизировались в устной форме. Почти каждая студенческая экспедиция обязательно обладает своим стиховым и песенным обиходом. Чарнолуский использует в подписи четырехстопный хорей и, скорее всего, пародирует какой-то расхожий стихотворный или песенный текст (какой, пока выяснить не удалось). Полевики (этнографы, фольклористы, антропологи) часто воспринимались коренным населением Севера как выходцы из «другого мира». Ситуация хорошо знакома по приключенческой беллетристике: аборигены Африки, Австралии или Америки видят в попавших к ним героях-европейцах или божеств, или демонов. В российской реальности XIX - начала ХХ вв. народы Севера и Сибири окружали экспедиции разными тревожными слухами. Канинской поездке 1922 г. тоже предшествовала знаменательная история, о которой, очевидно, знали Чарнолуский и В. Я. В. В 1877 г. п-ов Канин по поручению КомитетаМосковскойАнтропологической выставки посетил Н. Ю. Зограф «для сбора материала по антропологии и этнографии самоедов». Исследования Зографа возбудили недоверие местных жителей, т. к. «некоторые самоеды привели начатые Н. Ю. Зографом сбор черепов из халмер (гробниц), измерения людей и снимание гипсовых масок в связь с появившейся 75 Чарнолуский В. В. В краю летучего камня: Записки этнографа. М.: Мысль, 1972. С. 90-91, 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz