Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

«Хроническое состояние» — это вынужденная праздность, неизбежно настигающая участников практически любой экспедиции (рис. 25). Терпеливость, способность ждать — необходимые качества полевика. То вовремя не привезли оборудование, продукты или деньги, то задерживается транспорт, то куда-то пропали обещанные проводники и т. д., и т. п. Книга, шахматы, граммофон — знаки-символы такого хронического экспедиционного безделья. Красноречива поза лежащего на кровати. Он одет и не покрыт одеялом — значит, это день, а не ночь, и лежащий здоров, а не болен. Лежит он с босыми ногами, следовательно, не прилег на минутку подремать, а постоянно пребывает в таком состоянии. Нога закинута за ногу — поза праздности, т. е. главное то, что он лежит, а не то, что он читает книгу. И чтение — это не работа и не занятие, а заполнение времени. Даже сложно сказать, что изображен процесс чтения, точнее, это «лежание с книгой». Подпись к рисунку красноречива: «Первый дебют на оленях» (рис. 26). В. В. Чарнолуский в своей книге делится впечатлениями об опыте управления «оленным» транспортом: «Мой мудрец бежал, когда бежали все олени, сворачивал там, где сворачивали все олени, останавливался там, где все стояли, и трогался с места, не спрашивая моего согласия. Надо сознаться, на меня он не обращал ни малейшего внимания. Он добросовестно делал дело, порученное ему хозяином. На мои приемы управления он посматривал косо и делал вид, что совершенно не понимает, чего от него хочет эта чурка с глазами, которая сидит позади»74, Рис. 25. В. В. Чарнолуский. Хроническое Рис. 26. В. В. Чарнолуский. Первый дебют состояние (надпись в левом верхнем углу: на оленях (надпись в левом верхнем углу: «Канин Нос с 8гопо»). 1922. Бумага, карандаш. «Канин Нос»). 1922. Бумага, карандаш, Музей-АрхивЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (9) Музей-Архив ЦГПКНЦРАН. НВФ 1118 (16) Чарнолуский иронизирует по поводу типичной коллизии полевой работы этнографа или фольклориста (рис. 27). Успех исследований зависит от установленного контакта с информантами. Этнографы всегда работают со старшим поколением — и приходится «ухаживать» за какой-нибудь старушкой, как за барышней. Неофитам такие параллели неизбежно приходят в голову. У Чарнолуского «флиртующий» этнограф сидит со столетней «красоткой» на нартах в открытой тундре, как будто в городском саду на лавочке под луной (на рисунке луна, правда, тоже светит). 74 Чарнолуский В. В. В краю летучего камня: Записки этнографа. М.: Мысль, 1972. С. 166. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz