Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Рис. 147. Я. А. Комшилов. Мурманск. Пр. Ленина. 1950. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Бумага, акварель. НВФ 253 В ХХ в. развитие искусства СССР характеризовалось становлением художественной культуры крупных российских городов, и существовавшая типология пейзажа обогатилась развитием городского пейзажа, имевшего четыре основных направления. Первое представляет город как урбанистическую, индустриальную среду; второе трактует его как историко-культурную единицу, третье акцентирует свое внимание на памятниках архитектуры, четвертое направление представляет город как сферу жизни человека. В работах Комшилова представлены все направления городского пейзажа, без акцента на памятниках архитектуры. Художник добивается эстетического эффекта из противопоставления старого исторического и нового урбанистического, городского и природного, из описания этапов существования города. Чаще всего он композиционно организует пространство в своих работах таким образом, что старый деревянный Мурманск оказывается на переднем плане, а новый каменный виден в далекой перспективе, перекрывающим горизонт (рис. 148-149). В действительности, в 1920-е гг. Мурманск застраивался хаотично - - в основном возводились фанерные и дощатые бараки. Сказывалось отсутствие генплана строительства города. Его разработка и утверждение затянулись до 1940 г., когда план реконструкции прошел все инстанции. Но осуществить его помешала Великая Отечественная война. Но к началу войны в городе многое изменилось к лучшему. На улице Коминтерна построили первое (по официальной версии) каменное здание, в котором сейчас расположен Художественный музей. А в 1934 г. на проспекте Ленина появились первые жилые каменные дома. На улице Ленинградской в 1927 г. были положены первые деревянные тротуары, а в 1939 г. — асфальтированные. Во время войны город был серьезно разрушен, но продолжал жить и работать. Жители перебирались в землянки, а художник Комшилов фиксировал не только лишения военного положения (рис. 150), но и средствами пейзажа описывал повседневные практики горожан (рис. 151), природные состояния в городской среде (рис. 152, 153). 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz