Шабалина, О. В. Страницы истории этнографических исследований Кольского полуострова. Из фондов музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук / О. В. Шабалина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН), Центр гуманитарных проблем Баренц-региона - Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». - Апатиты : Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 158 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Следует заметить, что «четки» нанизанные на шнур не применялись. В большинстве случаев применялись или деревянные или маленькие деревянные бирки. Способ учета на бирках переняли и в современных колхозах по < . > ведется учет например трудодней. Одна из таких счетных палок - со знаками счета хранится в саамской витрине Музея антропологии и этнографии в Ленинграде, на которой изображены не родовые фамильные знаки а - знаки числительные. На большой деревянной бирке дощечке в том же музее изображены родовые знаки. Числительные «гобдаса» персонажей культа приведенные выше свидетельствуют только о том, что унифицированная система счета у саамов слагалась параллельно и одновременно (надо полагать) с числительными в языке. Этот процесс закончился завершением унифицированной системой счета и в знаках, но мы их сейчас практически не имеем. Процесс завершения числительных знаков (унифицированных) мог произойти только в «период городов» в той среде, которая вынуждена была вести такой же учет. Решающее слово в этих вопросах может дать в будущем только археология. Множественность систем числительных могла образоваться от нескольких центров (<...>) и тем что потребность неизбежно вызывала работу мысли в этом направлении отдельных субъектов. Следует заметить что множественность систем счета была и у охотников которые одними знаками вели учет убитых лисиц, другими белок, третьими волков и пр. Эти системы также были зашифрованными имели свой «ключ». Мною для характеристики приводится система индивидуального счета для семги промышленника-колониста Териберской волости Симакова Иосифа, давшего много ценных сведений, по . . Его система сводилась к сочетанию точек «ямок» и соединительных черт между ними. Большие суммы означались десятками. Эти записи велись на бирках, не на бумаге. В прилагаемой таблице «Знак руки» в графике числительных и имен существительных показано, что счет не шел от счета пальцев руки - непосредственно, а от руки в целом или обоих рук. У китайцев «5» означал иероглиф «поднятые вверх две руки», но не 5 пальцев - (соответственно 5 пальцам ). Последнее можно видеть только в беломорских петроглифах. Из этих вышеуказанных соображений можно заметить, что петроглифы Подолии и писанцы дер. Гаево Пермской губернии содержат изображения ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Таков общий вывод можно сделать из вышеприлагаемых материалов. Петроглифы «Подолии» для нас интересны тем, что они полностью совпадают с саамской клеймографией по знакам. И эти петроглифы являлись памятными счетными общественными камнями: так как числа связывались с индивидуальными клеймами. Таким образом намечалась основа для построения догадок о дешифровке занесенных на камень записей. Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1072. Рукопись 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz