Анатолий Сергиенко : живопись, графика / [авт. ст.: Соломин Н. Н. и др.]. - Санкт-Петербург : Дитон, 2016. - 255 с. : ил., цв. ил., портр.

. WWM '- щ щ Ш И В ! ___ " ■* " ’' '• w : t . -*>ст.' Ш ф * ■уяг.^ .Х. /> ’A Ш'ЛШгштшш ____ « л и §.';гіш В B. »iШЩпАІ щ т т ::8Кя« , 4 ^ 1 tz z S x ■' f / J & t/ * 1 ж Г Ж ; 'm tp f 'V ’. $ 4 Щ:к к ,• Щ 1 f W : • у ■ \ А ~~іаг^г‘ * уДг г - ж Ш ) Л f c y j g ■ А Я * Д ‘ * у ' . ■ •- ’ " М " ^ ■' -art f l \k fjjSr • lb1 % - ^Мі !*ч ■ 1 ЭНЕРГИЯ ДУШИ И КОСМОСА В ЛИНИЯХ И КРАСКАХ Владимир Блинов , ■ ' \ . /і-щ.' '1 У ІГЖД 2 _ - пг* ' „л J a j * — - •: '■ - г- ■■ I р к и ► & I Ж ш і і і Во время творческой встречи в Голландской академии художеств мурманские художники рассказывали своим коллегам, а также искусствоведам, менеджерам современного искусства о русской живописи. Вспомнили о доме творчества имени Репина, художественном институте имени Сурикова. К удивлению мурманчан, имена великих русских живописцев на голландцев не произвели никакого впечатления. Зато о Василии Кандинском, Марке Шагале они отзывались с восхищением и несвойственным прагматичным европейцам восторгом, а Казимира Малевича величали не иначе как «русский Мондриан». Пришло время удивляться нашим: оказывается, мы, русские, живем в собственноручно сотворенном историческом мифе о своем изобразительном искусстве. В нем есть вознесенные в заоблачную высь классики XIX века, К. Брюллов с его «Последним днем Помпеи», А. Иванов с его «Явлением Христа народу», И. Репин, бунтари-передвижники... Затем идут классики Серебряного века М. Врубель, В. Серов, А. Бенуа и другие. И только ближе к грозным революциям 1917 года - упомянутые Шагал, Кандинский, Малевич. Получается, что для западного мира почти не существует русской классики XIX века, не говоря о веке восемнадцатом. Лишь из русского XX века в мировую сокровищницу изобразительного искусства входят авангардисты и абстракционисты, которые и по сей день в нашем сознании вызывают больше недоумений и пересудов, чем любви и признания. Что стоит для нашего обывателя один «Черный квадрат» Малевича, который совсем недавно Россия приобрела за баснословные то ли пять, то ли семь миллионов... Естественно, долларов. Правда, поднимается на Западе спрос на советское ретро, особенно на картины официальных художников, писавших вождей недавнего прошлого, но здесь, пожалуй, больше моды, чем художественного вкуса. Такое признание достижений мастеров русской кисти нас, возможно, патриотически коробит, да что поделаешь - в любви по расчету не выбирают, в любви признаются. И если не было в России своей эпохи Возрождения, знаменитого Кватроченто, то не обижаться надо, а уважать в своей культуре общепризнанное. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz