Анатолий Сергиенко : живопись, графика / [авт. ст.: Соломин Н. Н. и др.]. - Санкт-Петербург : Дитон, 2016. - 255 с. : ил., цв. ил., портр.

Однокурсница. Акварель, 1965 Сильные впечатления остались от поездок в Москву, на Всесоюзные и республиканские выставки, которые проходили в Манеже. Мне очень нравились работы художни­ ков из Грузии и Прибалтики. Из российских художников тогда были в центре Г. М. Коржев, братья Ткачевы, В. Попков, В. Кабачек, Е. Моисеенко, А. Мыльников. Эти поездки давали большой толчок для самостоятельного творческого поиска. Учился я с радостью, много рисовал, писал с натуры во внеуроч­ ное время, регулярно посещал взрослую изостудию Дворца студентов в Днепропетровске, где преподавал замечательный художник и человек Михаил Фёдорович Пушной. Он давал нам творческую свободу и всячески поддерживал смелые решения. Я ходил с ним на этюды во время учебной практики в живопис­ ном селе под Днепропетровском, куда мы выезжали летом на пленэр. Это были лучшие уроки, я многому научился в то время. После окончания второго курса педсовет решил открыть мою персональную выставку работ в стенах училища по итогам летней практики. Я стеснялся, робел, когда приходили смотреть выставку старшекурсники. Запомнилась еще одна персональ­ ная выставка, состоявшаяся по окончании четвертого курса училища во Дворце студентов: сто работ разместилось в двух больших залах. Выставку посетили преподаватели и художники, от которых я услышал много профессиональных советов. Впервые увидел свою фамилию на печатной афише. Репортаж с выстав­ ки показывали по телевизору. Мне тогда исполнилось 19 лет. Запомнилась работа над дипломом. Я наблюдал труд днепровских рыбаков, часто бывал на Азовском море, и тема «Рыбаки Азова» появилась естественно. Времени было немного, приходилось напряженно работать над этой композицией, много рисовать, писать этюды. Конечно, хотелось писать, эксперимен­ тировать более раскрепощенно, но надо было хорошо окончить училище, чтобы получить рекомендацию для поступления в художественный вуз. Защита диплома прошла успешно. Комиссия рекомендовала меня для продолжения учебы в Киевском художественном институте, но я поехал поступать в художественный институт имени Репина в Ленинграде. К экзаменам готовился серьезно, много рисовал обнаженную натуру, портреты, эскизы композиций. Результат - не прошел по конкурсу. До сих пор в ушах звучит высказыва­ ние известного профессора института: «Трудно ломать будет...». Так не состоялась моя мечта поступить в бывшую академию, где когда-то учились великие русские художники. Рисунок головы старика, 1963 На Днепре, эскиз композиции, 1965 10 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz