Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
из наиболее значимых в том, насколько ре бенок способен реализоваться в социуме. Проблема изучения явления социализации привлекала и привлекает к себе внимание специалистов, относящихся к разным об ластям знания, для которых общим пред метом изучения являются именно социаль ное пространство и социальный мир. На этом основании возникли и оформились разнообразные концептуальные подхо ды в философии, социологии, психологии, лингвистике, литературоведении, истории, искусствоведении. И, тем не менее, несмот ря на собственную значимость, все теоре тические концепты указанных отраслей науки в какой-то мере проверяются време нем там и тогда, где и когда они «работают» или «не работают» в деле социализации ре бенка во взрослый мир. В этом отношении социальный аспект воспитательных страте гий и возникающих на этой основе образо вательных систем может рассматриваться самостоятельно, т.е. сугубо внутри своих границ. Собственно это и проявляется в попытках создания социальной педагогики. Поэтому, прежде чем речь пойдет об усло виях реализации российской части проекта «Дети Арктики» на территории Мурманской области, целесообразно остановиться на выяснении специфики современного пони мания социальной педагогики в России. «Российская история» социальной педагогики берет свое официальное на чало в 1991 году, когда в системе высшего профессионального образования России была утверждена новая специальность «социальная педагогика» и разработана ее квалификационная характеристика. С этого момента социальная педагогика «начала развиваться одновременно во всех качес твенных состояниях: как область практи ческой (социальной) деятельности, как образовательный комплекс, как научная дисциплина» (7; 5). Вместе с тем специалисты по истории социальной педагогики находят ее исто ки в древнейших философских текстах и трактатах классиков педагогики разных времен и народов. Так, анализируя генезис социальной педагогики как особенной на уки, профессор М. А. Галагузова вычленяет 5 периодов в ее развитии, определяя хро нологические рамки начального периода следующим образом: с древнейших времен вплоть до XVII века. Основанием нового педагогического подхода становится в этот исторический период понимание воспи тания в качестве социального явления, в ходе чего стихийный характер воспитания уступает место осознанной деятельности. Именно в это время происходят осмысле ние практики воспитания, формирование педагогической и социально-педагогичес- кой мысли (5; 61). Термин «социальная педагогика» был введен в 1844 году К. Магером и оконча тельно утвердился в научном обороте благодаря разработкам А. Дистервега. По мнению Магера, социальная педагогика должна быть сконцентрирована именно на социальном аспекте воспитания. Развивая эту мысль, Дистервег призывал концентри ровать внимание на педагогическом аспек те общественного развития и его задачах, в перспективе чего социальная педагогика понималась как педагогическая помощь в определенных социальных условиях. Таким образом, в немецкой традиции об разования сформировались два подхода к определению социальной педагогики и со ответственно два направления ее развития (5; 63.). Являясь представителем первого на правления, один из основателей Марбург ской философской школы П. Наторп давал несколько определений социальной педа гогики в контексте интерпретации им идей Платона и Канта. Приведем одно из наибо лее значимых: «Под этим заглавием (соци альная педагогика) разумеется, следова тельно, не какая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду, например, с индивидуальной педагогикой, а конкрет ная постановка задачи педагогики вообще и педагогики воли в частности. Чисто ин дивидуальное рассмотрение воспитания — это абстракция, которая имеет извест ную ограниченную ценность, но которую, 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz