Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

го воздействия мира взрослых людей на мир ребенка. И в этом отношении значим опыт сравнительного анализа внутренней специфики финской, российской, швед­ ской и норвежской систем воспитания и образования. В ситуации продолжительной и длин­ ной по времени реализации проект «Дети Арктики» может рассматриваться как уни­ кальное исторически сложившееся куль­ турно-образовательное пространство, обладающее большим потенциалом. Фак­ тически можно говорить об уникальной творческой «лаборатории», объединяющей ученых Лапландского университета (Фин­ ляндия), Мурманского государственного педагогического университета (Россия), Технологического университета Лулео (Швеция) и Финнмаркского университетс­ кого колледжа Альты (Норвегия) с учителя­ ми школ четырех северных стран, внутри которой продумывается и осмысливается опыт взаимодействия детского и взросло­ го миров и способы интеграции психики ребенка в систему социальных отношений, поддерживаемую усилиями взрослых. При условии нахождения и выработки условий для экспликации этого разнообразного опыта, осуществляемого исследователями государств, принадлежащими к совершен­ но разным образовательным традициям и идентифицирующим самих себя с отлича­ ющимися друг от друга культурно-смыс­ ловыми горизонтами, данный проект без сомнения обладает большим будущим. Однако даже сейчас, т.е. после небольшого — в историческом отношении — 5-летнего периода, можно сделать вывод о серьезной реализации вышеуказанных планов. Становится понятно, что предприня­ тые на протяжении последних лет интен­ сивные попытки анализа теоретических и практических оснований сложившихся различных государственных систем взаи­ модействия взрослых и детей в северном измерении социального мирового про­ странства, начиная с 2003 года — года нача­ ла проекта «Дети Арктики», выявили спектр разнообразных методологий. Если специ­ фические черты шведской и норвежской составляющих частей современного этапа реализации проекта находятся в стадии своего творческого развития, то специфика финской и российской его составляющих определилась в существенной мере. Так, финские исследователи делают упор на тех моментах воспитательной и образовательной деятельности, которые характерны именно за пределами обра­ зовательного пространства школы (это выражается словосочетаниями «adventure pedagogic» и «outdoor activity»). Значимость данного подхода состоит в том числе и в том, что понимание положения дел в сфере психосоциального благополучия напрямую связывается именно с феноменальным, т.е. вещным и событийным, измерением жиз­ ненного опыта ребенка, который ни может не учитываться взрослым — педагогом. Модуль, разрабатываемый российс­ кими исследователями в рамках проекта «Дети Арктики», ориентирован, прежде всего, на понимание указанных выше про­ блем посредством социальной педагогики. Устойчивость и преемственность внутрен­ них подходов этой отрасли педагогики, связанные с акцентом на процессах соци­ ализации ребенка и детского внутреннего мира во «взрослую» жизнь и российское социальное пространство, в то же время достаточно емко выражают изменение и трансформацию традиционных российских систем воспитания и образования. Соци­ альная педагогика, выросшая в недрах тра­ диционной педагогики, является значимой составной частью современного образова­ тельного пространства на Севере и может трактоваться как «поддержка школьного обучения». Фактор социализации, понимаемый либо как процесс, связанный с применени­ ем сложного комплекса инструментально­ технических способов, приемов и способов интеграции индивида в социальное про­ странство, либо как процесс операцион­ ного овладения индивидом тех программ поведения и деятельности, которые ему предлагает общество, оказывается одним 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz