Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

терных для них образовательных традиций основанием является Север. Специфика северного пространства и времени очевидна. Она связана со многими специфическими феноменами измерения северной жизни, присущими Лапландии (Финляндия), Мурманской области (Рос­ сийская Федерация), Норботтену (Швеция), Финнмарку (Норвегия). С этой спецификой, т.е. с резко и зримо заявляющими о себе чертами, сталкивается каждый северянин, будь он взрослым или ребенком: это и дли­ тельность темноты полярной зимней ночи, и не менее интересная насыщенность по­ лярного дня летом, и резкость очертаний цветов и запахов на морозе, и привычность полярного сияния, и суровость северного ландшафта, связывающего потоки морской воды, красоту северных озер и рек с горами и скалами, и, конечно, хвойные леса, пере­ мешивающиеся с теряющимся за горизон­ том пространством тундры. Все эти север­ ные феномены, как и комплекс иных черт северной жизни, не могут не оказывать глубинного и длительного воздействия на формирующуюся психику ребенка, и по­ тому влияние это подспудно пронизывает процесс социализации человека, воспита­ ние и образование ребенка. Уникальность северного измерения четырех стран, на территории которых осуществляется проект «Дети Арктики», связана также с тем, что на территории Лап­ ландии, Мурманской области, Норботтена, Финнмарка живет имеющий многовековую историю народ — саами (саамы, лопари). Этот небольшой этнос, численность кото­ рого составляет примерно 62 тыс. человек (примерно 40 тыс. саамов проживают в Норвегии, около 12 тыс. — в Швеции, око­ ло 8-9 тыс. — на территории Финляндии, и около 2 тыс. — на территории Мурманской области), сегодня интегрирован в государс­ твенное, культурное и образовательное пространство четырех стран. Оставляя за строкой данного текста специфику взаимо­ отношений саамского народа с другими се­ верными народами и более многочислен­ ными нациями, как и со сформированными их усилиями разными государственными образованиями, стоит акцентировать вни­ мание на ценности исторического опыта воспитания и образования этого малень­ кого народа и на взаимоотношениях детей и взрослых различных северных культур. Вместе с тем необходимо понимать, что не­ большой по численности саамский народ интегрирован в совершенно различные по своему «внутреннему» устройству культур­ но-воспитательные и образовательные сис­ темы, что позволяет рассматривать опыт та­ кой исторически сложившейся интеграции с совершенно разных сторон в разных куль­ турных перспективах и разных смысловых аспектах, присущих воспитанию. Не удивительно в связи с этим, что при всем разнообразии составляющих проекта «Дети Арктики» одной из важных черт и не­ пременным условием реализации данного проекта является работа исследователей четырех стран в местах компактного про­ живания саамов, которые оказались исто­ рически разбросаны по громадной, с про­ странственной точки зрения, территории. В частности, речь идет о том, что, наряду с изучением различных аспектов образова­ ния и воспитания, присущих культурным системам Финляндии, России, Швеции и Норвегии, постоянная и систематическая работа осуществляется в том числе и в мес­ тах компактного проживания саамов, т.е. в своеобразных «столицах» этого народа в северных странах: Севеттиярви, Ловозере, Йокмокке, Карашоке. Разумеется, «саамский» сегмент проек­ та — это только один, хотя и знаковый мо­ мент его реализации. Исследовательский акцент финских, российских, шведских и норвежских участников проекта «Дети Арктики» связан не только с интеграцией психики саамского ребенка в сложный и многогранный социальный мир нашего времени, т.к. основной темой проекта яв­ ляется проблема психосоциального благо­ получия, но и с тем, насколько успешными или, напротив, проблематичными выглядят разные формы, способы и механизмы как воспитательного, так и образовательно­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz