Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

избавляться от него. Если, попадая в свое настроение, человек, будучи в пространс­ тве публичного обзора, никак не борется с захватившим его настроением, то такое его поведение воспринимается крайне нега­ тивно. Можно даже сказать, что попадание человека в свое настроение, связанное с дальнейшей интегрируемостью в него, вос­ принимается не как действие, а именно как бездействие. Предполагается, что деятель­ ность взрослого человека должна быть не­ пременно связана с блокированием своего настроения и борьбой с ним. Показательно, что ребенок не умеет прятать и скрывать свое настроение. Он и не хочет учиться делать это. Напротив, он довольно легко погружается в свое настро­ ение и живет им. «Впадение» в настроение становится частым событием жизни чело­ века также и в процессе его старения, когда человек преодолевает «взрослый» — циви­ лизованный — период своей жизни и «впа­ дает» в детство. Если во взрослом состо­ янии поведение человека в соответствии со своим настроением расценивается как «ненормальное» или «блаженное», то оно, напротив, допускается в отношении детей и стариков. Подавленное настроение, вытеснен­ ное на периферию своей психики, нередко становится характерной чертой жизни че­ ловека, прошедшего обработку цивилиза­ цией и потому повзрослевшего. Наряду с этим отметим и то, что если на отдельные настроения накладывается табу, то это мо­ жет расцениваться не только как указание на то, что таких настроений здесь нет, но и как симптом того, что такие настроения «здесь», «сейчас» и «теперь» оказываются некстати. Возможно, что сама деловитость в отказе от определенных настроений слу­ жит признаком глубинной ориентирован­ ности мира взрослых именно на такие на­ строения. Но тогда подобная деловитость может пониматься в качестве обратной стороны подавленного и отстраняемого от себя настроения. Думать, исходя из на­ строения, т.е. придерживаться своего дейс­ твительного настроения, может позволить себе только тот, кто не боится попадать в себя, будучи на виду у всех. И потому жер­ тва своим настроением, вероятно, может рассматриваться в качестве нашей платы за собственное взросление. Ориентируясь на мир взрослых, ре­ бенок учится отличать одно свое чувство от другого и отделять разные содержания своей жизни друг от друга. Благодаря по­ явлению «взрослых» форм во внутренней жизни ребенка осуществляется разграни­ чение целостности его жизненного мира и обособление отдельных ощущений друг от друга. Этот процесс и становится основа­ нием для программы «воспитания чувств» ребенка со стороны взрослого, связанной с их коррекцией и даже программированием отдельных содержаний детской жизни. Ре­ бенок получает опыт дополнения к своему жизненному восприятию, который при­ нципиально не может содержаться в нем самом. Такой опыт, выступающий как фор­ ма комбинации ощущений ребенка, можно считать опытом укрупнения его чувств, т.е. опытом сознания. Именно посредством структурирования эмоционального со­ става своей жизни взрослеющий человек приобретает опыт постижения и понима­ ния себя. Дальнейшая формализация мыш­ ления и осуществляемое ее посредством «переведение» различных содержаний в новые составляющие выделяют в сознании ребенка именно те крупинки «своего» опы­ та, которые в наибольшей мере способству­ ют его вхождению во взрослую жизнь. Международный образовательный проект «Дети Арктики» (ArctiChldren) возник как попытка сопоставить и сов­ местить различные подходы к проблемам понимания детства, взросления ребенка и его интеграции во «взрослую» жизнь, что, разумеется, связано с аналитическим рассмотрением ключевых механизмов «включения» детского сознания и происте­ кающей из него активности в современный социум. Данный проект осуществляется на территории Финляндии, России, Швеции и Норвегии, когда в совмещении культурного пространства народов этих стран и харак­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz