Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
избавляться от него. Если, попадая в свое настроение, человек, будучи в пространс тве публичного обзора, никак не борется с захватившим его настроением, то такое его поведение воспринимается крайне нега тивно. Можно даже сказать, что попадание человека в свое настроение, связанное с дальнейшей интегрируемостью в него, вос принимается не как действие, а именно как бездействие. Предполагается, что деятель ность взрослого человека должна быть не пременно связана с блокированием своего настроения и борьбой с ним. Показательно, что ребенок не умеет прятать и скрывать свое настроение. Он и не хочет учиться делать это. Напротив, он довольно легко погружается в свое настро ение и живет им. «Впадение» в настроение становится частым событием жизни чело века также и в процессе его старения, когда человек преодолевает «взрослый» — циви лизованный — период своей жизни и «впа дает» в детство. Если во взрослом состо янии поведение человека в соответствии со своим настроением расценивается как «ненормальное» или «блаженное», то оно, напротив, допускается в отношении детей и стариков. Подавленное настроение, вытеснен ное на периферию своей психики, нередко становится характерной чертой жизни че ловека, прошедшего обработку цивилиза цией и потому повзрослевшего. Наряду с этим отметим и то, что если на отдельные настроения накладывается табу, то это мо жет расцениваться не только как указание на то, что таких настроений здесь нет, но и как симптом того, что такие настроения «здесь», «сейчас» и «теперь» оказываются некстати. Возможно, что сама деловитость в отказе от определенных настроений слу жит признаком глубинной ориентирован ности мира взрослых именно на такие на строения. Но тогда подобная деловитость может пониматься в качестве обратной стороны подавленного и отстраняемого от себя настроения. Думать, исходя из на строения, т.е. придерживаться своего дейс твительного настроения, может позволить себе только тот, кто не боится попадать в себя, будучи на виду у всех. И потому жер тва своим настроением, вероятно, может рассматриваться в качестве нашей платы за собственное взросление. Ориентируясь на мир взрослых, ре бенок учится отличать одно свое чувство от другого и отделять разные содержания своей жизни друг от друга. Благодаря по явлению «взрослых» форм во внутренней жизни ребенка осуществляется разграни чение целостности его жизненного мира и обособление отдельных ощущений друг от друга. Этот процесс и становится основа нием для программы «воспитания чувств» ребенка со стороны взрослого, связанной с их коррекцией и даже программированием отдельных содержаний детской жизни. Ре бенок получает опыт дополнения к своему жизненному восприятию, который при нципиально не может содержаться в нем самом. Такой опыт, выступающий как фор ма комбинации ощущений ребенка, можно считать опытом укрупнения его чувств, т.е. опытом сознания. Именно посредством структурирования эмоционального со става своей жизни взрослеющий человек приобретает опыт постижения и понима ния себя. Дальнейшая формализация мыш ления и осуществляемое ее посредством «переведение» различных содержаний в новые составляющие выделяют в сознании ребенка именно те крупинки «своего» опы та, которые в наибольшей мере способству ют его вхождению во взрослую жизнь. Международный образовательный проект «Дети Арктики» (ArctiChldren) возник как попытка сопоставить и сов местить различные подходы к проблемам понимания детства, взросления ребенка и его интеграции во «взрослую» жизнь, что, разумеется, связано с аналитическим рассмотрением ключевых механизмов «включения» детского сознания и происте кающей из него активности в современный социум. Данный проект осуществляется на территории Финляндии, России, Швеции и Норвегии, когда в совмещении культурного пространства народов этих стран и харак 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz