Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

все должно быть аналитично, контролиру­ емо и рассчитываемо. Все, чему надлежит быть, с позиции взрослого должно быть в принципе прогнозируемо и проектируемо. В этом взрослый человек стремится опе­ реться не на само событие, а на осознание его собой, когда посредством осознания случившееся непременно входит в «состав» жизни взрослого и является ее моментом. В стремлении связать себя с неожи­ данным и немотивированным ребенок пы­ тается ориентироваться на то, что все еще может быть и может случиться все, что угод­ но. Взрослый, напротив, намеренно пыта­ ется везде и во всем быть субъектом, т.е. основанием своих собственных действий, полагая, что действует на «территории» своей собственности. Придавая всему фор­ му объекта, он может в принципе не заме­ чать спонтанное измерение жизни. Говоря шире, процесс взросления человечества, связанный с установлением теоретичес­ кого мышления, связан именно с господс­ твом представления субъекта о себе как о существе, на которое спонтанность не оказывает прямого воздействия, тогда как форма «нечаянности» становится для ре­ бенка удобным средством, чтобы обратить внимание на спонтанное. Знаменательно, что ребенок не терпит скуки, которую, хоть скрепя сердце, но при­ нимает взрослый: принимает уже потому, что она — оборотный момент норматив­ ного поведения, исходящего из принятия заботы и ответственности за это как долж­ ного. Правда, скука не может не раздражать и взрослого. И в этом случае взрослый, так же как и ребенок, нуждается в «нечаянных» действиях своего языка и тела. Как раз на этой основе формируются «подвальные» измерения культурного опыта взрослых людей, образующие маргинальные про­ странства культуры. Спонтанность речи проявляет себя в отказе от нормативно­ го словоупотребления и распущенности, спонтанность тела — в разнузданности и «дикости» проявлений телесной свободы. Можно сказать и по-другому: к чувствен­ ному разнообразию взрослого толкает его внутренняя однообразность, связанная с намерением его сознания контролировать, рассчитывать и анализировать все проис­ ходящее с человеком. Ребенок легче осво­ бождается от скуки ввиду того, что произ­ вольность его действий не ограничена так сильно, плотно и всесторонне, как у взрос­ лого. Многие спонтанные формы и виды деятельности, которые допустимы для ребенка, принципиально табуированы и дискредитированы во взрослом мире. Это касается и спонтанности тела, и спонтан­ ности речи. Опустошение, захватывающее психику взрослого, свидетельствует о том, что далеко не всегда, не везде и не во всем он способен определять содержания своей жизни именно как «свои». В случае когда отдельные содержания жизни взрослого сопротивляются тому, чтобы стать момента­ ми целостного опыта сознания, психика ис­ пытывает «перенапряжение», приводящее к психозу или неврозу. И потому взрослое сознание нуждается в рациональной среде вне себя, на каких бы экстравагантных пра­ вилах не основывалось ее существование. Заметим, что проблема столкновения детского и взрослого типов сознания раз­ решается в различных культурах по-раз- ному. Одни культуры, неспособные решить эту проблему в принципе и постоянно под­ черкивающие «недостаток» времени, ори­ ентируют на быстрое взросление и «совету­ ют» ребенку как можно быстрее перестать быть ребенком. В архаических культурах де­ тское сознание не только допускалось как некая стадия развития взрослого, которую необходимо было преодолеть, но и было реабилитировано по существу. Напротив, цивилизационное отношение к жизни как раз и связано с установлением запрета в от­ ношении к самой возможности спонтанно­ го проявления своих чувств, выражающих себя вне каких-либо нормативов. В этом контексте цивилизация пред­ стает изощренным техническим средством избавления людей от своих настроений. В обществах, прошедших «цивилизованную» обработку, человек приучается не толь­ ко не замечать своего настроения, но и 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz