Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
все должно быть аналитично, контролиру емо и рассчитываемо. Все, чему надлежит быть, с позиции взрослого должно быть в принципе прогнозируемо и проектируемо. В этом взрослый человек стремится опе реться не на само событие, а на осознание его собой, когда посредством осознания случившееся непременно входит в «состав» жизни взрослого и является ее моментом. В стремлении связать себя с неожи данным и немотивированным ребенок пы тается ориентироваться на то, что все еще может быть и может случиться все, что угод но. Взрослый, напротив, намеренно пыта ется везде и во всем быть субъектом, т.е. основанием своих собственных действий, полагая, что действует на «территории» своей собственности. Придавая всему фор му объекта, он может в принципе не заме чать спонтанное измерение жизни. Говоря шире, процесс взросления человечества, связанный с установлением теоретичес кого мышления, связан именно с господс твом представления субъекта о себе как о существе, на которое спонтанность не оказывает прямого воздействия, тогда как форма «нечаянности» становится для ре бенка удобным средством, чтобы обратить внимание на спонтанное. Знаменательно, что ребенок не терпит скуки, которую, хоть скрепя сердце, но при нимает взрослый: принимает уже потому, что она — оборотный момент норматив ного поведения, исходящего из принятия заботы и ответственности за это как долж ного. Правда, скука не может не раздражать и взрослого. И в этом случае взрослый, так же как и ребенок, нуждается в «нечаянных» действиях своего языка и тела. Как раз на этой основе формируются «подвальные» измерения культурного опыта взрослых людей, образующие маргинальные про странства культуры. Спонтанность речи проявляет себя в отказе от нормативно го словоупотребления и распущенности, спонтанность тела — в разнузданности и «дикости» проявлений телесной свободы. Можно сказать и по-другому: к чувствен ному разнообразию взрослого толкает его внутренняя однообразность, связанная с намерением его сознания контролировать, рассчитывать и анализировать все проис ходящее с человеком. Ребенок легче осво бождается от скуки ввиду того, что произ вольность его действий не ограничена так сильно, плотно и всесторонне, как у взрос лого. Многие спонтанные формы и виды деятельности, которые допустимы для ребенка, принципиально табуированы и дискредитированы во взрослом мире. Это касается и спонтанности тела, и спонтан ности речи. Опустошение, захватывающее психику взрослого, свидетельствует о том, что далеко не всегда, не везде и не во всем он способен определять содержания своей жизни именно как «свои». В случае когда отдельные содержания жизни взрослого сопротивляются тому, чтобы стать момента ми целостного опыта сознания, психика ис пытывает «перенапряжение», приводящее к психозу или неврозу. И потому взрослое сознание нуждается в рациональной среде вне себя, на каких бы экстравагантных пра вилах не основывалось ее существование. Заметим, что проблема столкновения детского и взрослого типов сознания раз решается в различных культурах по-раз- ному. Одни культуры, неспособные решить эту проблему в принципе и постоянно под черкивающие «недостаток» времени, ори ентируют на быстрое взросление и «совету ют» ребенку как можно быстрее перестать быть ребенком. В архаических культурах де тское сознание не только допускалось как некая стадия развития взрослого, которую необходимо было преодолеть, но и было реабилитировано по существу. Напротив, цивилизационное отношение к жизни как раз и связано с установлением запрета в от ношении к самой возможности спонтанно го проявления своих чувств, выражающих себя вне каких-либо нормативов. В этом контексте цивилизация пред стает изощренным техническим средством избавления людей от своих настроений. В обществах, прошедших «цивилизованную» обработку, человек приучается не толь ко не замечать своего настроения, но и 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz