Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
ние к «элементам» взрослой жизни именно телесным образом: он и решает эту задачу посредством телесного прикосновения к телу взрослого. Он жаждет прикосновения, хочет «на ручки», хочет быть, по крайней мере, обнятым взрослым или поглажен ным им. Процесс взросления как раз и связан с умением прикасаться к чему бы то ни было именно не телом, а взглядом и слухом, вкусом и обонянием, когда в качес тве определяющих формируются способы, замещающие тактильные реакции в отно шении к действительности и выступающие по отношению к ним их артефактическим дополнением. Взросление предстает ис кусством и техническим умением челове ка в деле преодоления им соматической зависимости. Однако обратим внимание на то, что по мере перестройки спектра своих ощущений и избавления от непременной осязатель ности, т.е.желания коснуться, взрослеющий подросток воспринимает прикосновение с трудом. Он его даже едва терпит, нередко воспринимая прикосновение к своему телу чуть ли не как насилие. Погладить взросле ющего ребенка по голове или коснуться его тела при определенных условиях становит ся все более трудно. Но вместе с тем у взрослеющего и окончательно повзрослевшего человека крепнет ностальгия по прикосновению, ностальгия в двойном смысле. С одной стороны, она проявляется в качестве ост рой тяги взрослого к тому, чтобы погладить подростка, даже если он этого никак не желает, провоцируя таким действием пси хологический конфликт с взрослеющим ре бенком. С другой стороны, взрослый и сам жаждет прикосновения, жаждет настолько, что временами попадает в ситуации «по тери» сознания. Думается, что значимость эротического измерения в современной жизни напрямую связана с потребностью взрослого человека в прикосновении и не возможностью обретения им приемлемых «культурных» форм для этого. Разнообраз нейшие сексуальные средства современ ной культуры и эротизация чувств являются последствиями господства над осязанием относительно поздних — в смысле природ ной эволюции — чувств: обоняния, вкуса, зрения и слуха. Таков исторический ответ на «культурную» утрату взрослыми природ ной связи со своим телом, легко достигае мой посредством осязания. Обратим внимание на то, что любовь ребенка основана на прикосновении к объ екту его страсти и конституирована таки ми касаниями. Каждый взрослый, если он способен взаимодействовать с глубиной своего внутреннего мира, помнит события влюбленности, связанные с прикосновени ями к объекту обожания, и периодически обращается к ним. Однако доминирующие тенденции развития взрослой жизни свя заны не с платонической любовью, основа нием которой являются прямое телесное прикосновение или прикосновение взглядом к отдельным частям тела того, в кого влюб ляется ребенок, а с половой любовью, свя занной с артикуляцией таких касаний и их преобразованием в техническую ритмику сокращений своего тела. Таким образом, страсть реализует себя в инструменталь ном измерении отношения к своему телу, связанному с сугубо техническим ее воп лощением в определенную культурную форму. Процесс взросления станет более понимаем, если мы сравним отношение к спонтанным проявлениям своего пове дения детей и взрослых, а также их отно шения к процедуре контроля над своими действиями. В частности, акцентируем внимание на том, что ребенок всячески цепляется за нечаянные поступки, он и взрослому моти вирует их появление именно тем, что они — «нечаянны», пытаясь сказать, что, случа ясь, они вызываются к жизни не им и поми мо его хотения. В детских словах «я нечаян но» взрослый готов услышать извинение, которого там нет. Взрослый хватается за фиктивность «нечаянности» любого проис ходящего потому, что он убежден, что зара нее знает ответ. Знает его потому, что с его точки зрения нет ничего «нечаянного», и 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz