Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимо действие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (8;91). В терминологии Мудрика семья трак туется как важнейший фактор социализа ции. Исследователем выделяются 4 группы факторов (условий) социализации: - мегафакторы (космос, планета, мир, которые через другие группы факто ров в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей Земли); - макрофакторы (страна, этнос, обще ство, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в оп ределенных странах); - мезофакторы (условия социализа ции больших групп людей, выделяе мых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей мас совой коммуникации (радио, теле видение и др.), по принадлежности к тем или иным субкультурам); - микрофакторы (семья, домашний очаг, соседство, группы сверстни ков, воспитательные организации, различные общественные, государс твенные, религиозные, частные, кон трсоциальные организации, микро социум) (8;10-11). Наряду с этим, семья рассматривается одновременно и как важнейший институт социализации подрастающих поколений, выполняющий следующие социализирую щие функции: - обеспечение физического и эмоцио нального развития человека; - влияние на формирование психоло гического пола ребенка; - влияние на умственное развитие детей; - обеспечение усвоения социальных норм; - формирование ценностных ориента ций личности; - обеспечение процесса социального развития человека. Процесс социализации личности в семейной среде «определяется ее объ ективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным стату сом, материальными условиями и пр.), цен ностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи». (8; 94). Семья понимается как наиболее зна чимая социальная группа, в которой про исходит формирование личности ребен ка: именно семья оказывает глубинное воздействие на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. В семье происходит освоение социального опыта, культурно-исторических традиций той или иной страны, что обеспечивает в целом культуросообразное развитие личности ребенка. Из существующего множества типоло гий семьи (психологические, педагогичес кие, социологические) в свете заявленной проблематики необходимо остановиться на комплексной типологии, «предусмат ривающей выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социаль ной адаптации от высокого к среднему, низ кому и крайне низкому: благополучные се мьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи» (5;175). Если благополучные семьи, как правило, успеш но справляются со своими функциями, то три последние категории семей нуждаются в социально-педагогической поддержке. Семьи группы риска (неполные, мало обеспеченные и др.) отличаются ярко вы раженными дезадаптирующими факторами и отклонением от норм. Неблагополучные семьи имеют сниженные адаптивные спо собности, что объясняет трудности процес са воспитания ребенка в семьях подобного типа. Асоциальные семьи нуждаются в ко ренных изменениях в силу целого комп 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz