Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
может выполнять социальный педагог в об разовательном пространстве современной школы: посредник (связующее звено между личностью и социальными службами), за щитник интересов прав личности, участник совместной деятельности, социальный те рапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эк сперт (отстаивание прав подопечного) и некоторые другие роли (10; 34). Вот поче му социальные педагоги становятся обяза тельными участниками и, как правило, ру ководителями мультипрофессиональных групп, создаваемых в рамках реализации проекта «Дети Арктики». Социально-педагогическое измере ние, выявляющее болевые точки совре менного образовательного пространства в целом, акцентирует внимание на психосоци альном благополучии населения как одной из наиболее актуальных проблем, потен циальное решение которой предполагает рассмотрение группы социально-экономи ческих, культуральных и психологических факторов. Понятие «психосоциальное бла гополучие», созвучное по смыслу с поняти ями «психическое здоровье» и «социальное здоровье», связано с ориентацией психики ребенка на взаимосвязь с моделью здоро вого образа жизни. Всемирная Организация Здравоохранения трактует здоровье как состояние медицинского, психологическо го, а также социального благополучия, чем подчеркивается необходимость комплекс ного рассмотрения проблемы здоровья не только с медицинской точки зрения, но и в рамках социально-педагогического подхо да. На современном этапе развития обще ства воздействие социальных и психоло гических факторов на состояние здоровья населения очевидно. Уровни анализа состояния психо социального благополучия могут быть следующие: - физическое и психическое здоровье населения и исследуемого контин гента детей; - специфика образа жизни (режим учебы, способы организации отдыха и досуга, распространенность нар комании, токсикомании, злоупотреб лений алкоголем и табакокурением, отношение к сексу и созданию семьи, сфера социальных контактов и т.д.); - психологические особенности де тей, включающие систему ценностей, жизненных интересов и установок; - уровень социального благополучия семьи, включающий своеобразие ее состава и структуры, специфику образа жизни родителей и реализу емой ими «социальной программы», общей социально-профессиональ ной ориентации; - общение со сверстниками, взрослы ми, учителями; референтные группы, специфика стиля педагогического общения в классах; - особенности социально-экономичес кой ситуации в населенном пункте; - политическая стратегия и тактика ор ганов управления, администрации и общественных структур населенного пункта в отношении благополучия; - влияние глобальных общественных и природных факторов на состояние благополучия населения (геополити ческие проблемы, экологическая и общественная безопасность). Базовым звеном российского модуля «Социальная педагогика как поддержка школьного обучения» является семья, по нимаемая в качестве структуры, отражаю щей весь комплекс социальных, психоло- го-педагогических проблем современного общества. Семья рассматривается в качес тве приоритетного поля деятельности для социальной педагогики. В качестве знакового определения нами была использована трактовка А.В. Мудрика, изложенная в книге «Социальная педагогика»: «Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz