Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

может выполнять социальный педагог в об­ разовательном пространстве современной школы: посредник (связующее звено между личностью и социальными службами), за­ щитник интересов прав личности, участник совместной деятельности, социальный те­ рапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эк­ сперт (отстаивание прав подопечного) и некоторые другие роли (10; 34). Вот поче­ му социальные педагоги становятся обяза­ тельными участниками и, как правило, ру­ ководителями мультипрофессиональных групп, создаваемых в рамках реализации проекта «Дети Арктики». Социально-педагогическое измере­ ние, выявляющее болевые точки совре­ менного образовательного пространства в целом, акцентирует внимание на психосоци­ альном благополучии населения как одной из наиболее актуальных проблем, потен­ циальное решение которой предполагает рассмотрение группы социально-экономи­ ческих, культуральных и психологических факторов. Понятие «психосоциальное бла­ гополучие», созвучное по смыслу с поняти­ ями «психическое здоровье» и «социальное здоровье», связано с ориентацией психики ребенка на взаимосвязь с моделью здоро­ вого образа жизни. Всемирная Организация Здравоохранения трактует здоровье как состояние медицинского, психологическо­ го, а также социального благополучия, чем подчеркивается необходимость комплекс­ ного рассмотрения проблемы здоровья не только с медицинской точки зрения, но и в рамках социально-педагогического подхо­ да. На современном этапе развития обще­ ства воздействие социальных и психоло­ гических факторов на состояние здоровья населения очевидно. Уровни анализа состояния психо­ социального благополучия могут быть следующие: - физическое и психическое здоровье населения и исследуемого контин­ гента детей; - специфика образа жизни (режим учебы, способы организации отдыха и досуга, распространенность нар­ комании, токсикомании, злоупотреб­ лений алкоголем и табакокурением, отношение к сексу и созданию семьи, сфера социальных контактов и т.д.); - психологические особенности де­ тей, включающие систему ценностей, жизненных интересов и установок; - уровень социального благополучия семьи, включающий своеобразие ее состава и структуры, специфику образа жизни родителей и реализу­ емой ими «социальной программы», общей социально-профессиональ­ ной ориентации; - общение со сверстниками, взрослы­ ми, учителями; референтные группы, специфика стиля педагогического общения в классах; - особенности социально-экономичес­ кой ситуации в населенном пункте; - политическая стратегия и тактика ор­ ганов управления, администрации и общественных структур населенного пункта в отношении благополучия; - влияние глобальных общественных и природных факторов на состояние благополучия населения (геополити­ ческие проблемы, экологическая и общественная безопасность). Базовым звеном российского модуля «Социальная педагогика как поддержка школьного обучения» является семья, по­ нимаемая в качестве структуры, отражаю­ щей весь комплекс социальных, психоло- го-педагогических проблем современного общества. Семья рассматривается в качес­ тве приоритетного поля деятельности для социальной педагогики. В качестве знакового определения нами была использована трактовка А.В. Мудрика, изложенная в книге «Социальная педагогика»: «Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz