Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

кого действия: даже если теоретические сбои и происходят, то практика социаль­ ной педагогики является реальностью. Это особенно значимо для реализации именно проектной деятельности, в том числе в рус­ ле развития проекта «Дети Арктики». Характеризуя демографическую ситу­ ацию интересующего нас региона, необхо­ димо отметить, что численность детского населения Мурманской области на 2006 год составляла 167,2 тыс. человек, что рав­ нозначно 19,3% от общей численности на­ селения. В 2006 году в Мурманской области родилось 8,5 тыс. человек. Численность детского населения Мурманской области (с момента рождения и до 17 лет) за год сократилась на 6,9 тыс. человек и на нача­ ло 2007 года составляла 160,3 тыс. человек. При этом наибольшее снижение числен­ ности отмечается в возрастной группе от 7 до 17 лет — на 7,8 тыс. детей. Вместе с тем в возрастной группе от 3 до 6 лет количест­ во детей растет: в 2005 году — на 0,7 тыс., в 2006 году — на 1,1 тыс. человек (6;8). На начало 2006 — 2007 учебного года в области функционирует 235 общеобразо­ вательных учреждений системы образова­ ния. Наряду с этим, функционируют одно негосударственное учреждение и одно вневедомственное учреждение Минис­ терства обороны России. Из 235 общеоб­ разовательных учреждений 219 являются дневными, а 16 учреждений — вечерними. Сеть дневных общеобразовательных уч­ реждений включает 22 учреждения началь­ ного общего образования, 4 — основного общего, 176 — среднего (полного) общего образования, 17 — для детей с ограничен­ ными возможностями здоровья (6;13). Мурманская область продолжает ос­ таваться одним из самых урбанизирован­ ных регионов России с низкой плотностью населения в сельской местности. На долю городских жителей приходится 91,4%, что определяет пространственную структуру сети образовательных учреждений. Из 235 государственных и муниципальных обще­ образовательных учреждений только 44 учреждения являются сельскими школами, что составляет 18,7% от общего числа об­ щеобразовательных учреждений. При этом в сельских школах обучается 6339 человек, т.е. 7,2% от общей численности обучающих­ ся. (6; 18). Ставка социального педагога вве­ дена во всех школах города и области, при этом детские дошкольные образователь­ ные учреждения подобных должностей в штате не имеют. С российской стороны участниками проекта «Дети Арктики» являются муни­ ципальное образовательное учреждение — средняя образовательная школа № 3 города Мурманска, одно из старейших учебных заведений региона, географичес­ ки расположенное в социально неблаго­ получном районе, что и определяет специ­ фику выбора контингента, а также средняя школа и школа — интернат села Ловозеро — самого обширного района Мурманской области, где локализовано саамское насе­ ление России. Образовательный процесс в средней школе и школе-интернате села Ловозера, месте локализации саами, определяется федеральным и региональным базисными учебными планами. Изучение саамского языка осуществляется в соответствии с потребностями обучающихся и их семей: в 1-4 классах Ловозерской средней обще­ образовательной школы-интерната — как обязательный учебный предмет, кроме того, в начальной и основной школе — на факультативных занятиях. Одновременно дети разного возраста изучают саамский язык вместе с родителями в национальном культурном центре села Ловозеро. Социальный педагог в вышеуказан­ ных общеобразовательных учреждениях призван работать в «личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей мик­ росреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач». (10; 34). В задачи социального педагога входит предотвращение проблемы, про­ филактическая деятельность в различных направлениях и формах, общее оздоровле­ ние микросреды. Полифункциональность определяет и множество ролей, которые 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz