Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
кого действия: даже если теоретические сбои и происходят, то практика социаль ной педагогики является реальностью. Это особенно значимо для реализации именно проектной деятельности, в том числе в рус ле развития проекта «Дети Арктики». Характеризуя демографическую ситу ацию интересующего нас региона, необхо димо отметить, что численность детского населения Мурманской области на 2006 год составляла 167,2 тыс. человек, что рав нозначно 19,3% от общей численности на селения. В 2006 году в Мурманской области родилось 8,5 тыс. человек. Численность детского населения Мурманской области (с момента рождения и до 17 лет) за год сократилась на 6,9 тыс. человек и на нача ло 2007 года составляла 160,3 тыс. человек. При этом наибольшее снижение числен ности отмечается в возрастной группе от 7 до 17 лет — на 7,8 тыс. детей. Вместе с тем в возрастной группе от 3 до 6 лет количест во детей растет: в 2005 году — на 0,7 тыс., в 2006 году — на 1,1 тыс. человек (6;8). На начало 2006 — 2007 учебного года в области функционирует 235 общеобразо вательных учреждений системы образова ния. Наряду с этим, функционируют одно негосударственное учреждение и одно вневедомственное учреждение Минис терства обороны России. Из 235 общеоб разовательных учреждений 219 являются дневными, а 16 учреждений — вечерними. Сеть дневных общеобразовательных уч реждений включает 22 учреждения началь ного общего образования, 4 — основного общего, 176 — среднего (полного) общего образования, 17 — для детей с ограничен ными возможностями здоровья (6;13). Мурманская область продолжает ос таваться одним из самых урбанизирован ных регионов России с низкой плотностью населения в сельской местности. На долю городских жителей приходится 91,4%, что определяет пространственную структуру сети образовательных учреждений. Из 235 государственных и муниципальных обще образовательных учреждений только 44 учреждения являются сельскими школами, что составляет 18,7% от общего числа об щеобразовательных учреждений. При этом в сельских школах обучается 6339 человек, т.е. 7,2% от общей численности обучающих ся. (6; 18). Ставка социального педагога вве дена во всех школах города и области, при этом детские дошкольные образователь ные учреждения подобных должностей в штате не имеют. С российской стороны участниками проекта «Дети Арктики» являются муни ципальное образовательное учреждение — средняя образовательная школа № 3 города Мурманска, одно из старейших учебных заведений региона, географичес ки расположенное в социально неблаго получном районе, что и определяет специ фику выбора контингента, а также средняя школа и школа — интернат села Ловозеро — самого обширного района Мурманской области, где локализовано саамское насе ление России. Образовательный процесс в средней школе и школе-интернате села Ловозера, месте локализации саами, определяется федеральным и региональным базисными учебными планами. Изучение саамского языка осуществляется в соответствии с потребностями обучающихся и их семей: в 1-4 классах Ловозерской средней обще образовательной школы-интерната — как обязательный учебный предмет, кроме того, в начальной и основной школе — на факультативных занятиях. Одновременно дети разного возраста изучают саамский язык вместе с родителями в национальном культурном центре села Ловозеро. Социальный педагог в вышеуказан ных общеобразовательных учреждениях призван работать в «личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей мик росреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач». (10; 34). В задачи социального педагога входит предотвращение проблемы, про филактическая деятельность в различных направлениях и формах, общее оздоровле ние микросреды. Полифункциональность определяет и множество ролей, которые 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz