Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.
развития в различных культурных средах. И.А. Липский вычленяет следующие груп пы причин, объясняющие объективность и перспективность развития социальной пе дагогики: «историко-педагогические (зна ния, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества); социаль но-политические (потребности общества и его социальный заказ); научно-практи ческие (разнообразный опыт социально педагогической деятельности объектов социума — людей и социальных институ тов); научно-теоретические (совокупность в различной степени систематизированных знаний, обобщаемых до уровня теорети ческого знания» (7; 14.)). Стоит особо выделить то, что социаль ная педагогика имеет объективные основа ния для своего развития не только в качес тве теории, но и как практика. Понимаемая как отрасль практической деятельности социальная педагогика ставит своей целью «гармонизацию взаимодействия (отноше ний) личности и общества» (3;40). Проти воречие между личностной организацией жизнедеятельности человека и социальной формой, в которой эта личность себя реа лизует, является серьезной проблемой. «Со циальная организация жизнедеятельности может способствовать, а может и препятс твовать личностному развитию человека, в результате чего происходит или потеря его способности к социальному функцио нированию, или деформация социального развития» (7; 117). Исходя из цели социальной педаго гики как области практической деятель ности, Липский размышляет о «стратегиях социальной педагогики» как об «основных направлениях гармонизации взаимодейс твия человека и социума», о «социальном развитии самой личности», связанном с «включением человека в социум на разных этапах жизнедеятельности», о «педагогиза- ции социальной среды» и «педагогизации социума как рациональном использовании его педагогического потенциала», об «уп равлении повседневным взаимодействием человека и социума на принципах гармони зации, в соответствии с целью социально- педагогической деятельности» (7;125-126). Исходя из вышеуказанного понимания, вы деляются следующие разделы социальной педагогики как области практической де ятельности: педагогика социальной среды, педагогика социальной работы, педагогика социального развития. Всеобъемлющая цель социальной пе дагогики естественным образом определи ла проникновение ее в сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, мо лодежного движения, культуры и искусства. Липский отмечает, что «пространственное поле деятельности современной социаль ной педагогики» предельно расширено и определяется основными структурны ми элементами государства и общества. Проникая во все вышеуказанные сферы, социальная педагогика с помощью целого комплекса методов и технологий оказыва ет оздоравливающее воздействие на ин ституты образования, здравоохранения, культуры, науки и искусства, производства, социальной защиты. Социальная педагоги ка также влияет и на семью, которая пони мается Липским в качестве «приоритетного пространственного поля» деятельности со циальной педагогики. Даже беглый взгляд на положение дел с современным развитием теории соци альной педагогики в российском обществе показывает, что данный научный подход находится в состоянии своего развития. Именно этим объясняются определенные внутренние противоречия и проблемные построения, особенно ярко характеризу ющие себя в ситуациях, когда предприни маются попытки создания однозначных определений. «Внутренняя» целостная ус тановка социальной педагогики, связанная со стремлением акцентировать внимание на процессе социализации в деле воспита ния и образования, помещаясь в границы конкретного определения, часто оказыва ется выраженной далеко не в полной мере. Однако важно понимать саму неустрани- мость данного подхода в социальной педа гогике, реализуемого в рамках практичес 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz