Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

развития в различных культурных средах. И.А. Липский вычленяет следующие груп­ пы причин, объясняющие объективность и перспективность развития социальной пе­ дагогики: «историко-педагогические (зна­ ния, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества); социаль­ но-политические (потребности общества и его социальный заказ); научно-практи­ ческие (разнообразный опыт социально­ педагогической деятельности объектов социума — людей и социальных институ­ тов); научно-теоретические (совокупность в различной степени систематизированных знаний, обобщаемых до уровня теорети­ ческого знания» (7; 14.)). Стоит особо выделить то, что социаль­ ная педагогика имеет объективные основа­ ния для своего развития не только в качес­ тве теории, но и как практика. Понимаемая как отрасль практической деятельности социальная педагогика ставит своей целью «гармонизацию взаимодействия (отноше­ ний) личности и общества» (3;40). Проти­ воречие между личностной организацией жизнедеятельности человека и социальной формой, в которой эта личность себя реа­ лизует, является серьезной проблемой. «Со­ циальная организация жизнедеятельности может способствовать, а может и препятс­ твовать личностному развитию человека, в результате чего происходит или потеря его способности к социальному функцио­ нированию, или деформация социального развития» (7; 117). Исходя из цели социальной педаго­ гики как области практической деятель­ ности, Липский размышляет о «стратегиях социальной педагогики» как об «основных направлениях гармонизации взаимодейс­ твия человека и социума», о «социальном развитии самой личности», связанном с «включением человека в социум на разных этапах жизнедеятельности», о «педагогиза- ции социальной среды» и «педагогизации социума как рациональном использовании его педагогического потенциала», об «уп­ равлении повседневным взаимодействием человека и социума на принципах гармони­ зации, в соответствии с целью социально- педагогической деятельности» (7;125-126). Исходя из вышеуказанного понимания, вы­ деляются следующие разделы социальной педагогики как области практической де­ ятельности: педагогика социальной среды, педагогика социальной работы, педагогика социального развития. Всеобъемлющая цель социальной пе­ дагогики естественным образом определи­ ла проникновение ее в сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, мо­ лодежного движения, культуры и искусства. Липский отмечает, что «пространственное поле деятельности современной социаль­ ной педагогики» предельно расширено и определяется основными структурны­ ми элементами государства и общества. Проникая во все вышеуказанные сферы, социальная педагогика с помощью целого комплекса методов и технологий оказыва­ ет оздоравливающее воздействие на ин­ ституты образования, здравоохранения, культуры, науки и искусства, производства, социальной защиты. Социальная педагоги­ ка также влияет и на семью, которая пони­ мается Липским в качестве «приоритетного пространственного поля» деятельности со­ циальной педагогики. Даже беглый взгляд на положение дел с современным развитием теории соци­ альной педагогики в российском обществе показывает, что данный научный подход находится в состоянии своего развития. Именно этим объясняются определенные внутренние противоречия и проблемные построения, особенно ярко характеризу­ ющие себя в ситуациях, когда предприни­ маются попытки создания однозначных определений. «Внутренняя» целостная ус­ тановка социальной педагогики, связанная со стремлением акцентировать внимание на процессе социализации в деле воспита­ ния и образования, помещаясь в границы конкретного определения, часто оказыва­ ется выраженной далеко не в полной мере. Однако важно понимать саму неустрани- мость данного подхода в социальной педа­ гогике, реализуемого в рамках практичес­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz