Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

в конце концов, необходимо преодолеть» (9;77). «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни» Наторп определял как тематичес­ кую линию, предопределяющую все раз­ витие социальной педагогики. Предметом же социальной педагогики, с точки зрения Наторпа, является проблема интеграции воспитательных сил общества с целью по­ вышения культурного уровня народа. Наиболее яркий представитель вто­ рого направления К. Молленгауер писал, что социальная педагогика «должна иметь дело не с передачей культурного содер­ жания, а исключительно с решением про­ блем, возникающих в процессе развития и включения в общество подрастающего поколения» (5;65). Он полагал, что если от­ дельные общественные институты не в со­ стоянии решить такие значимые социаль­ ные проблемы, как, например, проблему беспризорности, то необходимо создание третьего «пространства воспитания» — го­ сударственной помощи. Единства в определении социальной педагогики не существует и сегодня. При­ ведем наиболее актуальные определения социальной педагогики, представленные в современной российской науке. Так, В. Д. Семенов трактует социальную педагогику как науку о воспитательных влияниях со­ циальной среды: «Социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует науч­ ные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» (11;1б). Ю. В. Василькова определяет соци­ альную педагогику следующим образом: «Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соот­ ветствия поведения человека под влияни­ ем среды, то, что принято обозначать соци­ ализацией личности» (4; 15). А.И. Арнольдов дает следующее определение: «Социальную педагогику можно определить как органич­ ную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках человекознания, современной гуманитарной науки, зани­ мающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий» (2; 11). Рассматривая воспитание как часть со­ циализации и социальное воспитание как один из пяти видов воспитания, наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным, А.В. Мудрик предлагает свое определение социальной педагогики и ее предмета: «Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социаль­ ное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществля­ емое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)» (8; 186). Естественно, что в разных странах су­ ществуют разные подходы к определению статуса социальной педагогики как науки, пониманию ее предмета и объекта, основ­ ных задач и областей исследования. Соци- ально-педагогическая терминология, сущ­ ность ведущих социально-педагогических категорий и понятий определяются в раз­ ных культурах по-разному, в зависимости от различных историко-культурных тради­ ций и разного уровня развития общества. Вместе с тем сущность самой науки опре­ деляет то общее, что неизбежно возникает в восприятии социально-педагогических проблем различных стран: на определен­ ном этапе развития перед любым обще­ ством встают проблемы взаимодействия личности и социума, проблемы образова­ ния и воспитания подрастающего поколе­ ния, проблемы детей-сирот, детей группы риска и другие социальные вызовы. Социальная педагогика возникла как ответ на запрос общества и является опре­ деленной «реализацией» социального за­ каза. Анализ основных социально-педаго- гических концепций позволяет утверждать, что социальная педагогика имеет сущест­ венные основания для своего дальнейшего 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz