Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Антропология, исходящая в своих интенциях из физиологии, дать понимание специфики тела, конечно, не может. Нужна иная антропология, связанная с продумыванием феномена те лесности1. В своих попытках разобраться в теме отношения ре бенка со своим телом мы должны учитывать в том числе и это. Продолжая размышлять о значимости мыс- Ребенок и взрослый мир лительной ориентации ребенка во взрослой жизни, заметим, что ребенок, вынуждаемый сразу стать взрослым, неизбежно и обязательно будет стремиться связать себя с теми или иными проекциями и моделями взрослого опыта. Значит, элементами топологии и траектории для ребенка выступают явления взрослого мира, вторгающиеся в его жизнь в качестве феноме нов на каждом шагу. Достаточно обратить внимание на то, как быстро ребенок бросает свои игрушки и тянется к вещам, зани мающим свое положение и имеющим свой статус в реальности употребления взрослыми. Он бросает свои игрушки потому, что его жизнь — с момента ее возникновения — вброшена в мир, в том числе и мир взрослых вещей. И эта «вброшен- ность в мир» оказывается непременным признаком его бытия, предопределяющим устройство в мире2. Вопрос, кто больше хочет, чтобы ребенок играл, не вме шиваясь во «взрослое» пространство жизни, он сам или его ро дители, остается открытым и далеким от своего разрешения. Но в любом случае, совершая рейды со своей, детской, терри тории и нарушая ее границы, что происходит при любом взаи модействии (рукой, взглядом, слухом), ребенок осуществляет аналитические операции, ибо его мышление непременно обна- 1Одним из вариантов ее можно считать работы В. А. Подороги и Ж.-Л. Нанси, другим — концепцию П. А. Флоренского. См.: Подо- рога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антрополо гию: (Материалы лекционных курсов 1992— 1994 годов). М., 1995; Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999; Флоренский П. А. У водоразделов мыс ли //Флоренский П. А., священник. Сочинения: В 4 т. Т. 3 (1). М., 1999. С. 373—452. 2 Пожалуй, будет небесполезным заметить, что, характеризуя бытий ное устройство присутствия, Хайдеггер наряду с разомкнутостью сущего, наброском и падением выделяет брошенность как одно из четырех его базовых свойств. См.: Хайдеггер М. Бытие и время. С. 221. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz