Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
вынужден считаться со своими физиологическими ограниче ниями, и в этом отношении мысль встречает некоторые пре пятствия, которые можно обойти в речи ввиду меньшего со противления ее (речи) мыслительному побуждению. Однако напряжения в работе с телом, в каких бы культурных простран ствах они не происходили, порой могут привести к неожидан ному результату. Стоит задуматься над взлетом балетного ис кусства в границах русской культуры на рубеже XIX —XX ве ков. Возможно, что купирование тела и диктат в отношении ко всему телесному, столь характерные для русской культуры, как раз и позволили столь резко интенсифицироваться языку пла стики тела в русском балете. По-видимому, и явно повышен ное позитивное отношение к цирковому искусству в отечест венной культуре также связано с табуированием сферы теле сного , присущим русскому мировоззрению. Культурная Если говорить шире, то заметим, что немногие реабилитация мыслители в рамках российской культуры отва- тела Розановым жились на т0; чтобы сделать тело предметом серь езного рассмотрения. Одним из них стал Розанов, который осу ществил реабилитацию тела в русской культуре. Темы тела и пола осваивались и продумывались им в совершенно непри вычных и немыслимых ранее культурных ракурсах. Важно, что Розанов не отделяет «жизнь тела» от «жизни души», заставляя понять, что через тело и посредством тела с нами пытается го ворить наша душа. Вместе с тем неукорененность тела в рос сийской культуре в целом привела к тому, что доминантой в культурном измерении России стало отделение «жизни тела» и «жизни пола» от «жизни души», что задает тон и нынешнему восприятию тела. Заканчивая говорить о теле, отметим только, что оно всегда является континуумом совмещения: с одной стороны, возмож ностей физического перемещения человека по тем или иным поверхностям и, с другой стороны, оснований мыслительных рейдов человека по глубинам его жизни. Тело — феномен един ства физического и метафизического типов отношения к жиз ни. Известно, что специфика органов тела определяется не только его физической природой, но и закреплением на ее осно ве постоянно совершенствуемых и перестраиваемых нефизиче ских, искусственных навыков, образующих среду культуры. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz