Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Тела есть у всех, и каждый — как ребенок, так и взрослый — вынужден считаться с его проявлениями. И разумеется, натиск тела всегда может обернуться неожиданностью и эпатажем не только для окружающих, но и для самого носителя тела. Ребе­ нок не знает языка своего тела, того, что оно «говорит» особы­ ми сочленениями. Закрепление за отдельными телесными дви­ жениями вполне конкретных значений ведет ребенка к тому, чтобы он начал изучать свое тело. В этом постижении исклю­ чительное значение имеет культурная перспектива, в парамет­ рах которой для всего телесного место и время либо находится, либо нет. Реабилитация ребенком своего тела осуществляется через социально-культурное санкционирование, благодаря че­ му различные проявления тела допускаются или не допуска­ ются к «культурному» бытию. Если культурная среда строится на нивелировании телесного опыта или сведении его к негатив­ ным культурным знакам, то тело вынуждено проговариваться странным и «некультурным» образом. Знаки, в которые тело как-то помещает себя, в этом случае не могут быть многочис­ ленными и воспринимаются как вызов по отношению к куль­ туре. Тогда в культурном поле возникают бреши, в которых и пытается выжить тело: в этих проемах страсти и аффекта культурные значения могут перерождаться в свою антикуль­ турную противоположность. Таким образом, если у тела не находится способов для свое­ го «нормального» и «культурного» проявления, то оно прояв­ ляет себя аффективно, например, в крике, драке, разнузданно­ сти и буйстве чувств. В таком спонтанном «выхождении» из себя тело, конечно, себя проявит, но так, что передать опыт од­ ного тела другому, например, опыт боли, не удастся ввиду вну­ тренней зацикленности и замкнутости тела на себя. Разумеется, если у ребенка есть предоставляемая ему культурой возмож­ ность изучать язык тела, причем не только тела артиста на сце­ не, тела спортсмена в состязании или тела модели на подиуме, но и язык своего тела, то знакомство его с телом осуществляет­ ся быстро и продуктивно. В этом случае тело ребенка не пред­ стает для него проблемой, но, напротив, становится фактором взросления. В конечном счете речь идет о постижении ребен- Тело в призме ком языка своего тела. Понятно, что язык тела русской культуры 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz