Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

стоятельности мышления отдельного человека и состоятельно­ сти мышления в целом. В архаических же культурах, как и в си­ туации постмодерна, не выдерживается именно это условие. При всем том, что сакральное, или игровое, начало претендует на роль безличной опоры мышления, претензии эти состоя­ тельны только отчасти, ибо архаическая и постмодернистская «изначальность» на практике оборачивается заботой о себе са­ мой. Такое «начало» требует от человека нового и нового вни­ мания к себе, не давая ему мыслить и отвечать за свое мышле­ ние. Соответственно оно не оказывается таковым, как о себе заявляет. Мышление Здесь мы сталкиваемся с непродуктивностью по- и бегство от него груЖения мысли в бесконечность. С одной сторо­ ны, мысль, конечно, должна быть укоренена в «бесконечных» принципах, а другими они просто быть не могут, если они — принципы. Однако, с другой стороны, само нарастание «непе- ревариваемого» падения в бесконечное оборачивается «дырой» в нашем мышлении, куда оно и исчезает, не встречая границы. Ввиду отсутствия у мышления формального предела, реализа­ ция его в содержательном виде невозможна. Вот уж действи­ тельно «трудно начать с начала» и, больше не пытаясь «вер­ нуться назад»10, двинуться в путь — путь мысли и путь жизни. Опять же, привлекая внимание к проблеме смысла, следует заметить следующее. Отказ от ответственности за свое мышле­ ние и проистекающее отсюда нежелание отвечать за смыслы, появляющиеся в проеме пронизывания жизни мыслью, приво­ дят многих современных философов к требованиям десубстан- циализации всего перпендикулярного измерения нашей жизни, образуемого внедрением в него мышления, и к сведению «на нет» глубины человеческого существования. Намерение снять с себя ответственность за увиденное может обернуться замыка­ нием нас на самих себя, когда наше настроение, не понятое на­ ми, начинает досаждать, раздражать и разрушать нашу сущ­ ность. В любом случае за отказ в ориентации своего мышления приходится расплачиваться отказом от осмысленности своей жизни. В результате область культуры все больше понимается 10 Витгенштейн J1. Философские работы. С. 379. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz