Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
малось в контексте последнего как героическое, в эпоху пост модерна обязательно подлежит дискредитации. Таким обра зом, героев, в параметрах жизни живущих, опять-таки нет, а это говорит, на наш взгляд, о многом. Мужество мышления Нежелание человека быть субъектом собст венного мышления и его безответственность за совершаемое мыслью могут оборачиваться экранированием содержательно го измерения его жизни в мир зазеркалья, где все управляется подобиями и призраками бесформенности. Разумеется, это не мир, а область безмирья, где все ненастоящее и жизнью управ ляют тени. В этой ситуации безответственности за свое мышле ние человек склонен воспринимать себя как существо вневре менное, готовое каждый раз все переиграть и всегда начать заново, ибо любое его действие совершается на основе перекла дывания накала мышления в уже готовые конструкции, кото рые он осознанно или нет, но отстраняет от себя. Причем отст раняет настолько, что помещает и располагает их вне своего настоящего. И понятно, что такое существо всегда найдет оп равдание собственным действиям, ибо оно непосредственно не связано со временем, ведь любой акт его мышления всегда вос принимается отсроченным во времени, так как начало, питаю щее это мышление, скрывается либо в прошлом, либо в буду щем. Действительность, порождаемая такими — безвременны ми — действиями, разумеется, сама также располагается вне времени мира и никак с ним связываема быть не может. Актив ность такого существа направлена на поддержание ситуаций, блокирующих натиск мира, что достигается посредством упор ствования человека в поддержке тех измерений жизни, где мир не действенен. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия у человека мужества быть: быть в мысли, а посредством нее быть в мире. Стоит в связи с этим обратить внимание на во прос, задаваемый себе Витгенштейном: «Чем платят за мыс ли?» — и ответ на него: «Полагаю, мужеством»5. Мысль: личное Обращаясь к вопросу о том, на что мы можем и безличное опираться в своем мышлении, стоит выделить сле дующее. Если мы хотим мыслить точно, то в са 5 Витгенштейн Л. Философские работы. С. 460. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz