Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

малось в контексте последнего как героическое, в эпоху пост­ модерна обязательно подлежит дискредитации. Таким обра­ зом, героев, в параметрах жизни живущих, опять-таки нет, а это говорит, на наш взгляд, о многом. Мужество мышления Нежелание человека быть субъектом собст­ венного мышления и его безответственность за совершаемое мыслью могут оборачиваться экранированием содержательно­ го измерения его жизни в мир зазеркалья, где все управляется подобиями и призраками бесформенности. Разумеется, это не мир, а область безмирья, где все ненастоящее и жизнью управ­ ляют тени. В этой ситуации безответственности за свое мышле­ ние человек склонен воспринимать себя как существо вневре­ менное, готовое каждый раз все переиграть и всегда начать заново, ибо любое его действие совершается на основе перекла­ дывания накала мышления в уже готовые конструкции, кото­ рые он осознанно или нет, но отстраняет от себя. Причем отст­ раняет настолько, что помещает и располагает их вне своего настоящего. И понятно, что такое существо всегда найдет оп­ равдание собственным действиям, ибо оно непосредственно не связано со временем, ведь любой акт его мышления всегда вос­ принимается отсроченным во времени, так как начало, питаю­ щее это мышление, скрывается либо в прошлом, либо в буду­ щем. Действительность, порождаемая такими — безвременны­ ми — действиями, разумеется, сама также располагается вне времени мира и никак с ним связываема быть не может. Актив­ ность такого существа направлена на поддержание ситуаций, блокирующих натиск мира, что достигается посредством упор­ ствования человека в поддержке тех измерений жизни, где мир не действенен. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия у человека мужества быть: быть в мысли, а посредством нее быть в мире. Стоит в связи с этим обратить внимание на во­ прос, задаваемый себе Витгенштейном: «Чем платят за мыс­ ли?» — и ответ на него: «Полагаю, мужеством»5. Мысль: личное Обращаясь к вопросу о том, на что мы можем и безличное опираться в своем мышлении, стоит выделить сле­ дующее. Если мы хотим мыслить точно, то в са­ 5 Витгенштейн Л. Философские работы. С. 460. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz