Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ются отпущены на свободу. Именно заражаясь этой свободой и становясь парусами мира, человек способен преодолевать «земные» склонности существования и сталкиваться с измере­ нием бытия. Интересно, что постмодернистские построе- Постмодерн и архаика ния в какой-то мере смыкаются с архаическими построениями, которые мышление человека стремилось преодолеть в форме философии. Речь идет именно об ответственности за мыслимое человеком в частности и мышление вообще. В архаических об­ ществах человек еще не был субъектом своего мышления, тог­ да как в постмодернизме он осознанно отказывается от этой роли. Недосубъектностъ и послесубъектностъ, воспринимае­ мые в качестве позиций человека по отношению его к жизни, схожи между собой в отказе его от ориентаций на свое собствен­ ное мышление, а значит, в дискредитации всего того, что оно (мышление) собой привносит в жизнь и на что оно способно повлиять. Ранее, мысля, человек опирался на нечто им же сак- рализованное, теперь он основывает свои текстовые образова­ ния на том, что произведено им в виде сценария, проекта или модели. Общим, присущим обоим случаям моментом является отказ человека от связи текстов и того, что в них манифестиру­ ется, с ним самим. За «произведенное» в мир человек теперь не отвечает. И этот «отказ» от себя — знак такого нашего сущест­ вования, где мы не знаем себя во времени. Обратим внимание на общее для архаики и постсовремен­ ности отношение к герою и героическому, несомненно, связан­ ное с отсутствием ярко выраженного восприятия человека как субъекта. В архаической культуре героем мог стать только мерт­ вый, т. е. тот, кто уже вышел за пределы круга живых. Таким образом, героический поступок воспринимался как нечто ис­ ключительное — то, что исключало поступающего из разряда живущих. В новоевропейской культуре, связанной с воцарени­ ем понятия субъекта, героем, напротив, объявлялся современ­ ник. Героическое начало связывалось с преодолением традиций жизни в архаических культурах, т. е. с «нарушением» когда-то общих для всех норм и их преодолением. Интересно то, что постмодернизм отказывается от понятия «героического»: все то, что досталось постмодерну от Нового времени и восприни- 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz