Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Но если хочешь быть понятым, причем не Значимость выбора только другим, а в первую очередь самим со- в ситуации нашей > ц / r~v конечности бои, от противоречии хочется избавиться. Это даже иногда как будто получается. Будучи приручаемы и, ка жется, однажды поддавшись мысли, стремящейся их снять, они со временем демонстрируют тщетность наших намерений и ожиданий. И положение дел таково, что наше мышление определяет себя в горизонте противоречий, а не наоборот. Высказывая и формулируя свою мысль, человек совершает вы бор, за который он теперь ответственен, что бы ни произошло. Проблема выбора в любом нашем начинании, как и ответст венности за него, становится значимым моментом философии прошлого столетия1. Однако выбор и акцентация смысла — всегда сужение мысли, связанное с неизбежным ее определени ем и ограничением, раскрывающим, как ничтожно мало пре доставляет нам решение проблемы. Мыслительное затрудне ние, совершающееся в параметрах замаха мысли на все (на всю нашу жизнь, все наше существование), всегда реализует себя в определенном и конкретном. Конечность нашей жизни накла дывает мощное ограничение на способность нашего разума соотносить себя с бесконечным и делать по его поводу рассуж дения. И это достаточно показательное «ограничение» оказы вается обязательным источником противоречий. Устранение противоречий — только полдела, и оно изначально свиде тельствует как о неполноте системы2, вычленяемой мышлени ем, так и о непонимании себя мыслящим, о его «непопадании» в себя. 1Особенно показателен в этом отношении экзистенциализм. Здесь не время и не место делать подробный анализ и давать обоснование данному положению. Можно сослаться на текст публичной лекции Ж. П. Сартра, ставшей фактически манифестом этого умонастрое ния. См.: Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумер ки богов. М., 1989. С. 323—324, 326—327 и др. 2Положение о связи непротиворечивости системы с ее неполнотой впервые сформулировано К. Гёделем. Им утверждался принцип не возможности полной формализации рассуждения, относимого к на уке, как и знания, из него вытекающего. См.: Нагель Э., Ньюмен Д. Р. Теорема Гёделя. М., 1970; Клайн М. Математика: Утрата определен ности. М., 1984. С. 304—309. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz