Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
годаря ним), лежащий в основе мировоззренческого поворота, выражаемого в слове «postmodernism», — одна из значимых черт сегодняшнего дня. Современность отказывается от насле дия прошлого и не связывает себя с ним. Все это и приводит к росту изощренности и виртуозности в деле ориентации мы шления, от чего, по крайней мере в философии, совсем и пол ностью отказаться не удается. Мыслить и комбинировать «мыслимое» все-таки приходится (!), и достигается это обяза тельным введением некоего «искусственного» сценарного принципа, например, игрового или моделируемого начала, неза висимого ни от автора, ни от того, кому адресуется данный текст. Представляется, что именно так можно достигнуть за вершенности произведения, хотя эта задача все время отклады вается на будущее, на «потом». Признаком таким образом выстроенных текстов, будь они литературными, кинемато графическими, театральными или еще какими-либо, непре менно будет ничем не компенсируемая «калейдоскопичность» содержания, взаимодействуя с которым и пребывая в котором человек рискует раствориться, так и не попав в глубину себя. В таких текстах отсутствует единство формы, отказ от которого отчасти постулируется даже сознательно, воспринимаясь в ка честве новации. Однако налагаемый на смысловую целостность запрет обора чивается дезориентацией того, кто с этим текстом взаимодейст вует, в том числе включая и самого автора. Намерение связать воедино осколки смыслов все-таки присутствует, ибо в против ном случае происходит не только событие «смерти автора»4, с которым еще можно как-то примириться читателю, но и «смерть текста», с чем примириться труднее, как читателю, так и автору, если это вообще возможно. Ведь если текста нет, то с чем читатель (зритель, слушатель) взаимодействует? И есть ли смысл обращать внимание и тратить свое время на такую «пустоту»? Авторская интенция введения текста в жизнь, по крайней мере выражаемая в намерении каким-либо образом собрать осколки в нечто единое, неизбежно заставляет его идти 4Первым о событии «смерти автора» заговорил Р. Барт. См.: Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384—391. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz