Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

годаря ним), лежащий в основе мировоззренческого поворота, выражаемого в слове «postmodernism», — одна из значимых черт сегодняшнего дня. Современность отказывается от насле­ дия прошлого и не связывает себя с ним. Все это и приводит к росту изощренности и виртуозности в деле ориентации мы­ шления, от чего, по крайней мере в философии, совсем и пол­ ностью отказаться не удается. Мыслить и комбинировать «мыслимое» все-таки приходится (!), и достигается это обяза­ тельным введением некоего «искусственного» сценарного принципа, например, игрового или моделируемого начала, неза­ висимого ни от автора, ни от того, кому адресуется данный текст. Представляется, что именно так можно достигнуть за­ вершенности произведения, хотя эта задача все время отклады­ вается на будущее, на «потом». Признаком таким образом выстроенных текстов, будь они литературными, кинемато­ графическими, театральными или еще какими-либо, непре­ менно будет ничем не компенсируемая «калейдоскопичность» содержания, взаимодействуя с которым и пребывая в котором человек рискует раствориться, так и не попав в глубину себя. В таких текстах отсутствует единство формы, отказ от которого отчасти постулируется даже сознательно, воспринимаясь в ка­ честве новации. Однако налагаемый на смысловую целостность запрет обора­ чивается дезориентацией того, кто с этим текстом взаимодейст­ вует, в том числе включая и самого автора. Намерение связать воедино осколки смыслов все-таки присутствует, ибо в против­ ном случае происходит не только событие «смерти автора»4, с которым еще можно как-то примириться читателю, но и «смерть текста», с чем примириться труднее, как читателю, так и автору, если это вообще возможно. Ведь если текста нет, то с чем читатель (зритель, слушатель) взаимодействует? И есть ли смысл обращать внимание и тратить свое время на такую «пустоту»? Авторская интенция введения текста в жизнь, по крайней мере выражаемая в намерении каким-либо образом собрать осколки в нечто единое, неизбежно заставляет его идти 4Первым о событии «смерти автора» заговорил Р. Барт. См.: Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384—391. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz