Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

и где-то, но всегда не самим человеком. И потому от него, во- первых, не зависящими, а во-вторых, на него не влияющими, т. е. не оказывающими никакого серьезного воздействия, в хо­ де чего могло бы как-то изменяться его существо. Техника мышления Навигаторское искусство в мышлении или тех­ ника ориентирования в нем должны выдерживаться именно на­ ми, ибо это наше, свое собственное, мышление. Другого нам не дано. За упорядоченность или расхлябанность своей жизни, за ее космичность или хаотичность отвечаем и расплачиваемся именно мы. О тождественности «искусства» и «техники», как и о необходимости технической, т. е. искусственной, организа­ ции всего проистекающего в мир от человека, будь то его дей­ ствия, чувства, акты мышления или воли, говорили еще греки. Им было понятно, что всему человеческому необходимо прида­ вать артефактическую структуру. T e x v t| и есть «искусство», «мастерство», «ремесло». Б этом-то и состоит «хитрость» или «ловкость» человека, благодаря которым он выделяется из при­ роды и может быть собой, тогда как недостаток техничности, искусственного выстраивания и обустройства нашей жизни с этой точки зрения препятствие в деле реализации себя. В ис­ кусстве, в какой бы форме оно не совершалось, мы сталкиваем­ ся с событием размыкания бытия, когда, казалось бы, состоявша­ яся уже определенность сущего, разлетается в там-тарары, а мы, изъятые искусством (техникой) из границ старого, получаем способность нового отношения себя к миру3. Задумаемся, не в от­ казе ли от технической выверенное™ мышления кроется исток меоничности и призрачности многих современных концептов, оказывающихся — в силу своей апелляции не только к ирраци­ онализму, но и к компрометации любой упорядоченности своей жизни своими действиями же — только измышлением? Явление Радикальный отказ от обретенных во времени постмодернизма форм и способов организации мысли (а по­ тому — и от своего существа, выстроенного бла­ 3О преображающей силе искусства размышляли многие. В отечест­ венной философской традиции это выразилось в обращении к идее теургии (идея «богоделания), которой, начиная с В. С. Соловьева, придерживались Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и другие. См.: Сергеев А. М. Россия и мир. С. 170—171. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz