Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ями их о нас, как и пережевыванием этого в словесном трепе о различных коммуникационных стратегиях, мы рискуем ее однажды потерять вовсе. И, кажется, уже теряем, а иначе как относиться к массе квазифилософских построений, уже запо­ лоняющих не только книжные магазины, но и умы людей. Точ­ нее и скорее, не умы, а сердца, которые, как это ни прискорбно, столь ненадежны в рациональном выборе. Отчасти это объяснимо двусмысленностью, Недоразумение присущей философии, когда она, с одной сто- как черта мышления роны, склоняется к тому, чтобы быть то наукой, то мировоз­ зренческой проповедью, а с другой стороны, являясь разгово­ ром о чистом присутствии самого мыслящего (и в этом смыс­ ле рассуждением о предельном), она совершается на слуху слушателей и на глазах читателей. Из этого, в частности, про­ израстает тотальное запаздывание прикладного применения философии, связанного с тем, что изначальный охват мысли всегда оборачивается недоразумением2. Человек как существо рефлексивное запаздывает по отношению к себе такому, как он есть. Можно даже говорить о трудности адаптации философ­ ской мысли к жизни и проблематичности ее «приручения» к отдельным жизненным содержаниям. Вместе С тем утрата ориентации В МЫСЛИ И Своем Спонтанность мышлении оборачивается вырождением послед- и рефлексия них в некие подобия-кентавры, когда они сначала определяют параметры мыслительного поля и средства попадания в него, а затем, все более и более сжимая его, вытесняют спонтанные и живые мыслительные акты, заменяя их знаками уже состояв­ шегося мышления. Внутреннее в проеме знака воспринимается как нечто незначительное: если «нутро» знака к бытию и допу­ скается, то только тогда, когда речь заходит об особом классе знаков, о символах. В результате человек не может ориентиро­ ваться в своем мышлении без проделывания действий по со­ пряжению мыслимого, т. е. объектов мышления, с предметами мышления, уже имеющимися. Имеющимися и всегда находя­ щимися «под рукой», ибо они определены кем-то, когда-то 2 См.: Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопросы фило­ софии. 1989. №9. С. 122—133. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz