Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
цифики разных миров, как и преимуществ, связанных с их внутренней онтологической организацией, заметим только то, что человек и может быть (не являться!) человеком только потому, что он не есть механизм, тогда как «явление человека» допустимо и на этой, как, впрочем, и любой другой, основе. Человек принципиально свободен в своем выборе и наделении мира любым смыслополаганием, хотя после того, как это про исходит, можно говорить об обусловленности и детерминации этого процесса. Понятие субъекта Понятно, что в момент познания и вытекаю- и феномен техники щей из этого момента фиксации познанного в качестве объекта действия субъекта правомерны. Однако за пределами ситуации познания продление субъектной установ ки не может не приводить к иллюзии всевластия субъекта и за висимости всего того, что есть, от него. Бытие определяется те перь в качестве того, что есть в качестве объектов, т. е. зафик сировано и удостоверено самим субъектом. Фактически мы сталкиваемся с забвением и утратой бытия, необеспеченного представлением субъекта и его активностью; бытия, в котором он по какой-либо причине не заинтересован. Такую зависи мость нашего мира от субъекта и субъективной установки, соб ственно, и призвано сохранять обращение к технике2. И разу меется, измерение такого, организованного субъектом, мира сопряжено с развитием техники и нашей по отношению к ней несвободой. Антропологический Наше существо постепенно и все больше миф наших дней определяет себя в технических конструкциях, и явление Постава > ^ тт не будучи значимо само по себе. Человеческое существо приноравливается к своему отсутствию. Как раз та кая, освобоясденная от своего присутствия и мира, наша суть способна отчуждаться от нас и фигурировать вне связанности с нами, например, в виде ценности или цены. Таким образом, 2О феномене техники с позиций философского преломления размы шлял Хайдеггер. Особенно интенсивно этот вопрос рассматривался им в работах «Время картины мира», «Преодоление метафизики», «Вопрос о технике», «Поворот». См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 41—62, 177— 192, 221—238, 253—258; Он же. Работы и раз мышления разных лет. М., 1993. С. 135— 167. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz