Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

тем, что человек в таком стремлении не хочет ничего нового и неожиданного: он намеревается целиком обходиться тем, что он уже знает, причем знает в форме предметности, ведущей себя везде одинаково и неизменно. Любая незапланированная деформация, обнажающая слом предметности тем, что этот объект вдруг ведет себя не в соответствии с правилами, которые установлены для него субъектом, грозит обернуться развалом и пропажей гарантированной среды сущего. Таким образом, че­ ловек тяготится бытия. Вот почему со времен формирования субъектно-объектной дихотомии ключевым способом отноше­ ния к миру становится именно механизм: в пространстве и вре­ мени охваченный механикой человек обречен на гарантирован­ ное существование, на постоянно и без перерыва повторяюще­ еся действия одних и тех же закономерностей, в которые он не только посвящен, но которые он устанавливает. В какой-то мере механика избавляет человека от поступка, от намерения опре­ делять себя в горизонте риска и от свободы, в параметрах при­ нятия которой только и можно всерьез говорить о поступке. То, что вытекает из поступка, грозит взорвать механику сущего, и потому с ее стороны воспринимается как сумасбродство. Более того, в орбите охвата мира обручем механиз- Действие ма предпринимались и предпринимаются попытки идеологизации создать механику поступков: ею, к примеру, можно считать со­ здание разнообразных идеологий, когда налицо проявляется стремление рационализировать то, что принципиально нера- ционализируемо, и придать всему совершаемому некую моти­ вировку. Наряду с этим, правда, есть и другой мир, сопротивля­ ющийся переведению в разряд механически организованного сущего, например, Россия, где сопротивление господствующей тенденции перестраивания мира в совокупность объектов дает 0 себе знать на каждом шагу, хотя и понимается живущими в этом мире, но разнообразно контактирующими с иным ми­ ром довольно противоречиво. Так, в частности, еще Даль заме­ тил, что «русский человек любит авось» и что «русский на авось и взрос». Он же фиксирует, что «русский человек любит авось, небось да как-нибудь» и то, что «русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь»1. Не втягиваясь здесь в дело спе- 1 Даль В. В. Пословицы русского народа. С. 156. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz