Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ти с нехваткой времени. Сегодня человек стремится быть заня­ тым: «занятие», каким бы оно ни было, воспринимается совре­ менным человеком всегда позитивно. Занятость человека — это не только и не столько констатация условия его существования, сколько залог состоятельности его жизни в будущем, а в этом контексте и знак реализуемости настоящего, из которого наме­ чается перспектива грядущего. Сочетания типа «он занят», «она занята», «он занимается», «у них есть занятие» оцениваются по­ давляющим большинством позитивно. Интересно, что ранее залог состоятельности существования человека воспринимался в связи его жизни с прошлым, например, через завет, приходя­ щий из глубины времени, будь он Ветхий или Новый. В занятости себя нем бы то ни было человек недоступен сам себе: посредством своей деятельности он втянут в дело продле­ ния и продолжения своего отсутствия, которое и составляет смысл его действительности. Ранее уже отмечалось, что совер­ шающееся вдруг обращение человека к себе воспринимается с опасностью и боязнью: кто его знает, что можно ожидать от человека, который попадает (а с точки зрения окружающих — проваливается) в себя. Однако изначально понятно, что ниче­ го особенно приятного такое, прямое, взаимодействие с собой окружающим не сулит, ведь ожидания их связаны с принципи­ ально анализируемым и рассчитываемым поведением челове­ ка, чего как раз не происходит и произойти не может. Заметим, что выделение феномена занятости в современной жизни предполагает ее несамостоятельность. Бытие такого су­ щества начинает заявлять о себе ровно в той мере, насколько его жизнь занята, занята чем-то иным. В этом погружении большинства во всевозможные занятия незанятый человек чувствует себя сиротой. Он лишний, ибо лишен опоры своего незанятого и потому наиболее близкого к себе существования. Такая «безопорность» и проистекающий из нее риск, пугающие человека приближением к себе, обнажают мысль о человеке как существе риска. Именно избавляясь от своего негарантирован­ ного и необеспеченного пребывания наедине с собой, человек чуть ли не любой ценой уходит в занятость. Желание иметь Намерение иметь гарантию, желательно гарантию и наша повсеместно и в каждый момент времени, способность поступать показательно и само по себе. Показательно 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz