Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ти с нехваткой времени. Сегодня человек стремится быть заня тым: «занятие», каким бы оно ни было, воспринимается совре менным человеком всегда позитивно. Занятость человека — это не только и не столько констатация условия его существования, сколько залог состоятельности его жизни в будущем, а в этом контексте и знак реализуемости настоящего, из которого наме чается перспектива грядущего. Сочетания типа «он занят», «она занята», «он занимается», «у них есть занятие» оцениваются по давляющим большинством позитивно. Интересно, что ранее залог состоятельности существования человека воспринимался в связи его жизни с прошлым, например, через завет, приходя щий из глубины времени, будь он Ветхий или Новый. В занятости себя нем бы то ни было человек недоступен сам себе: посредством своей деятельности он втянут в дело продле ния и продолжения своего отсутствия, которое и составляет смысл его действительности. Ранее уже отмечалось, что совер шающееся вдруг обращение человека к себе воспринимается с опасностью и боязнью: кто его знает, что можно ожидать от человека, который попадает (а с точки зрения окружающих — проваливается) в себя. Однако изначально понятно, что ниче го особенно приятного такое, прямое, взаимодействие с собой окружающим не сулит, ведь ожидания их связаны с принципи ально анализируемым и рассчитываемым поведением челове ка, чего как раз не происходит и произойти не может. Заметим, что выделение феномена занятости в современной жизни предполагает ее несамостоятельность. Бытие такого су щества начинает заявлять о себе ровно в той мере, насколько его жизнь занята, занята чем-то иным. В этом погружении большинства во всевозможные занятия незанятый человек чувствует себя сиротой. Он лишний, ибо лишен опоры своего незанятого и потому наиболее близкого к себе существования. Такая «безопорность» и проистекающий из нее риск, пугающие человека приближением к себе, обнажают мысль о человеке как существе риска. Именно избавляясь от своего негарантирован ного и необеспеченного пребывания наедине с собой, человек чуть ли не любой ценой уходит в занятость. Желание иметь Намерение иметь гарантию, желательно гарантию и наша повсеместно и в каждый момент времени, способность поступать показательно и само по себе. Показательно 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz