Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

зация многих вопросов в философии была предопределена именно настроением, тем не менее оно долгое время не стано­ вилось достоянием профессиональной философии. Показательно положение дел с Ницше, который пытался философствовать, исходя из настроения, однако как раз из-за непродуманности онтологического статуса настроения, когда оно всецело понималось в сращении с чувством и выступало в качестве средства его продления, такая позиция оценивалась явно негативно. Да и сам Ницше, стремясь противостоять до­ минирующей тенденции в философии и пытаясь бороться со сложившимися формами восприятия рационализма, вынуж­ ден был сосредоточивать свое внимание, например, на феноме­ не аффекта, что в какой-то мере служило набрасыванием еще одного покрывала на философское понимание настроения. Философствование Будучи непонятым и подмененным в лучшем из настроения случае знаками сентиментальности, востор­ женности и прочей белиберды в целом ряде претендующих на философичность текстов, настроение сбегает от нас самих. Вместе с ним уходит в тень и наша глубина. В тень нашего со­ знания, которое, по существу, всегда оказывается не «нашим», не «своим». И в этом случае говорить об открытости человека миру, в которой только и может выявиться его глубина, рас­ крываемая в ясности мысли, не приходится. Скажем больше, любое философствование из настроения по большому счету и сегодня есть скандал в философии, если только мысль того, кто пытается разобраться в этой теме, не ссылается на уже име­ ющуюся авторитетность суждений какого-нибудь мыслителя, например, Розанова или Хайдеггера. Мы не ставим себе задачу проследить тенденцию обраще­ ния к проблеме настроения теми или иными философами, вы­ делим только фундаментальный характер настроения. Опыт постижения нами себя, своего места и времени в мире опреде­ ляется в первую очередь именно им, ведь определенная настро­ енность пронизывает как мысль, так и чувство. Здесь небеспо­ лезно обратить внимание на то, что посредством обращения внимания на связь чувства с настроением мы, собственно, мо­ жем прикоснуться к жизни не только в присущей нам, людям, форме, но и к жизни за ее пределами. К жизни мира. Причем 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz